Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В бухте Провидения 30 июля «Разъяренный» зацепил грунт штатным бронзовым винтом и серьезно повредил лопасти. Винт пришлось менять на запасной, взятый с «Разумного». Все работы проводились на плаву, и их удалось закончить за неделю. Однако выяснилось, что правый гребной вал также погнут. Из-за большой вибрации корпуса скорость корабля пришлось ограничить 8 узлами. Чукотское море встретило экспедицию мощным льдом. 17 августа «Разъяренный» сильно сдавило ледяными полями и с огромным трудом он был выведен из ловушки ледоколами «Микоян» и «Каганович». Большую часть пути от Амбарчика до Диксона эсминец шел на буксире лидера «Баку». В Диксоне с помощью кессона левый винт «Разъяренного» заменили на бронзовый, а правый сняли вообще. Весь остальной переход эсминец шел под одним винтом, поичем прове- денные испытания показали, что в таком виде корабль способен развивать вполне приличную скорость — до 25 узлов. По прибытии в Кольский залив «Разъяренный» поставили в плавучий док у мыса Абрам-Карга. Все повреждения, включая «биение» гребного вала, были исправлены к 1 января 1943 года. На следующий день эсминец совершил первый боевой поход в составе Северного флота — он встречал союзные транспорты. Задание было выполнено успешно, если не считать маленького инцидента: в тумане корабль опасно приблизился к острову Сальный и коснулся форштевнем грунта. На первый раз обошлось без повреждений. Но следующий выход в море оказался куда менее удачным. 8 января «Разъяренный» возвращался с мерной мили, где он определял скорость хода и проверял лаг. В условиях хорошей видимости эсминец шел 24-узловым ходом к Ва-енге. В 14.32 он начал менять курс, но тут произошла авария с турбогенератором № 2. Нагрузка, перенесенная на турбогенератор № 3 превысила допустимую, сработал предохранитель и... корабль Слева: на палубе эсминца «Разъяренный» в бухте Де-Кас-три, 17 июля 1942 г. Внизу: эсминец «Резвый» во Владивостоке, 1940-1941 гг. «Семерки» Тихоокеанского флота во Владивостоке, 40-е гг. временно обесточился, электропривод руля вышел из строя. Через минуту напряжение в электросети восстановили, но было поздно. «Разъяренный» вылетел на камни все того же острова Сальный. Эсминец сумел самостоятельно сняться с мели и прийти в Мурманск. Носовая часть до 7-го шпангоута оказалась загнутой вниз примерно на 1,5 м, до 44-го шпангоута образовались многочисленные гофры и разрывы, деформировались шпангоуты и бимсы. «Разъяренный» вновь пришлось ставить на ремонт, который продлился до 25 июня 1943 года. |