Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. № 2/96 — « "Гремящий " и другие (эскадренные миноносцы проекта 7) ». № 3/96 — «ВМС Германии 1914 — 1918» (справочник). № 4/96 — «Линкор "Джулио Чезаре" ("Новороссийск")». № 5/96 — «ВМС США и стран Латинской Америки 1914 — 1918» (справочник). № 6/96 — «Линейный корабль "Дредноут"». № 1/97—«Крейсер "Белфаст"». № 2/97 — «Корабельная артиллерия Российского флота 1867 — 7922» (справочник). № 3/97 — «Броненосные крейсера типа "Баян"». № 4/97 — «ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914 — 1918» (справочник). №5/97—«Карманный линкор "Адмирал граф Шпее"». Часть этих выпусков (кроме № 2/95, 4/95, 5/95,6/95, 1/96,2/ 96 и 3/96) можно приобрести по почте, прислав заявку в адрес редакции, разборчиво указав свой адрес и номера интересующих изданий. Порядок оплаты будет сообщен в ответном письме. В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и частных коллекций. Все фотографии даны без ретуши. Список используемых сокращений: ГАС — гидроакустическая станция, ГТЗА — главный турбозубчатый агрегат, КДП — ко-мандно-дальномерный пост, КО — котельное отделение, МО — машинное отделение, МПУАЗО — морские приборы управления зенитным огнем, ПУС— приборы управления огнем, ТА — торпедный аппарат, ЦАП — центральный артиллерийский пост. Редакция благодарит нашего читателя В.Дурнева (г.Тольятти) за предоставленные чертежи и фотографии. Следующий номер «Морской коллекции» — монография «Броненосцы типа «Пересвет». © «Морская коллекция», 1997, № 6, с.1 — 32 ЭХО ИСПАНСКОГО ВЗРЫВА Парадоксально, но факт: советские эсминцы проекта 7У своим появлением обязаны случаю, происшедшему у берегов далекой Испании. Трудно представить, что банальный, в общем-то, подрыв британского корабля на дрейфующей мине мог вызвать столь серьезные последствия. И если убытки флота «владычицы морей» равнялись лишь стоимости восстановительного ремонта одного эсминца, то советский ВМФ получил удар куда более чувствительный. Но обо всем — по порядку... 13 мая 1937 года эскадренный миноносец «Хантер» (командир — лейтенант-коммандер Скарфилд) нес патрульную службу поблизости от порта Альмерия. Корабль выполнял функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон — в Испании шла гражданская война. Английский эсминец лежал в дрейфе; котел № 1 находился под парами, № 3 — в пятнадцатиминутной готовности. Неожиданно в 14.15 раздался мощный взрыв. Корабль сильно встряхнуло — так, что паровой котел № 1 сорвало с фундамента и отбросило вперед к правому борту. Почти мгновенно были затоплены два котельных отделения, носовые погреба боезапаса, часть топлив-2 ных цистерн. Сначала эсминец накренил-| ся на правый борт, затем, приняв около 55 900 т воды, выпрямился, но осел носом & на 5,65 м и кормой на 3,36 м. «Хантер» ^ потерял возможность идти свои ходом, х однако остался на плаву и вскоре был | отбуксирован крейсером «Аретуза» в £ Гибралтар. После 85-дневного ремонта | он своим ходом ушел на Мальту, где его п полностью восстановили. Позже миноно-о сец участвовал во второй мировой вой-5 не и погиб 10 апреля 1940 года в бою с ш немецкими эсминцами у Нарвика, ю В то время «Хантер» считался новейшим эсминцем типа «Н» (спущен на воду в феврале 1936 года). Его стандартное водоизмещение составляло 1340 т, полное— 1800 т. Энергетическая установка линейной схемы (2 турбозубчатых агрегата и 3 паровых котла) мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость полного хода в 36 узлов. Вооружение включало 4 120-мм орудия, одну 76-мм зенитку, 6 40-мм автоматов и 2 четырехтрубных торпедных аппарата. Корпус корабля разделялся на 15 водонепроницаемых отсеков. |