Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Во время похода в ночь на 21 февраля «Смышленый» попал в сильный шторм. Волнение моря достигало 8 баллов при необычно короткой (30 — 50 м) волне. Эсминец получил многочисленные повреждения: появились трещины в наружной обшивке, потеряли герметичность заклепочные швы, лопнул один шпангоут... Еще раз подтвердилась слабость корпусов кораблей проектов 7 и 7У. 5 марта, возвращаясь из Керчи после конвоирования транспортов, «Смышленый» из-за ошибки в счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался. Взрыв произошел в районе 1-го и 2-го котельных отделений, которые оказались мгновенно затоплены. Корабль стал на якорь и запросил о помощи. На следующий день к месту происшествия подошли лидеры «Харьков» и «Ташкент», катера, тральщики. К полудню в минном поле удалось протралить фарватер, и «Смышленый» своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему кораблю развивать скорость в 8 узлов. Однако в 20.17 командир сообщил, что корабль не слушается руля и идти сам больше не может. К 0.49 7 марта на «Смышленом» кончилась котельная вода — он остался без энергии и освещения. Тем временем погода ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали поданный с «Харькова» буксирный трос. Лидер сильно страдал от качки, и его попытка буксировать эсминец не увенчалась успехом. Бороться с поступавшей водой только с помощью ручных помп и аварийных средств было крайне сложно, и к утру на «Смышленом» оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало заливать 4-й кубрик. В 8.00 корабль повалился на правый борт, накрыв спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку разбило о борт. Через 6 минут эсминец затонул кормой вниз, а затем раздались 3 мощных взрыва — это рвались глубинные бомбы. Те из моряков, что еще держались на воде, погибли от динамического удара. Находившимся поблизости кораблям удалось спасти всего двух человек. Вместе со «Смышленым» погиб и его единственный командир — капитан 3 ранга В.М.Шегула-Тихомиров. «Способный» Эсминец проходил швартовые испытания в январе 1941 года, был поврежден льдом (помята обшивка правого борта между 76-м и 170-м шпангоутами), а при буксировке ледоколом посажен на мель. После ремонта в Одессе только 1 марта корабль прибыл в Севастополь для проведения заводских испытаний. 13 апреля начались государственные приемные испытания «Способного», завершившиеся 22 июня. Через 2 дня его официально включили в состав флота. К этому моменту он уже прошел 3385 миль. |