Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Тем временем стало ясно, что программа строительства эсминцев оказалась сорванной. Заместителю наркома оборонной промышленности И.Ф.Тево-сяну удалось убедить генсека в том, что переделка всех «семерок» по «улучшенному» проекту сильно затянет сроки сдачи кораблей флоту — в условиях надвигающейся войны это было крайне опасно. Сталин неохотно согласился с предложением достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать. Строительство В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов «семерок», находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджо- никидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по «улучшенному» проекту. При этом у почти готовых корпусов пришлось демонтировать ряд конструкций — в основном в районе машинно-котельных отделений. Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате «семерки-У» вошли в состав лишь двух флотов — Балтийского и Черноморского. Головным эсминцем проекта 7У стал «Сторожевой». В ходе заводских испытаний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка корабля и, как следствие, — его пониженная остойчивость. Об этом стало извест- но высшему партийному руководству. Из Комитета Обороны посыпались грозные директивы: «провести расследование», «устранить конструктивные недостатки», «выявить и наказать виновных»... После долгих обсуждений остойчивость решили повысить за счет укладки твердого балласта. Эти работы, а также ликвидация множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. «Сторожевой» был принят Постоянной комиссией только в октябре 1940 года, а официально вошел в строй Балтийского флота еще через 6 месяцев — 12 апреля 1941-го. Всего к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех «семерок-У» — 8 на Балтике и 1 на Черном море. Остальные 9 пришлось экстренно достраивать и испытывать уже в боевых условиях. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Корпус Главное отличие эсминца проекта 7У от своего предшественника — компоновка машинно-котельных отделений. Теперь на корабле появился четвертый котел, и энергетическая установка была разбита на два эшелона, каждый из которых состоял из двух котлов и одного ГТЗА. Соответственно эсминец стал двухтрубным. Все остальные внесенные изменения оказались менее существенными. |