Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В годы войны «Способным» командовали капитан 3 ранга Е.А.Козлов (до 14.7.1942) и капитан 3 ранга А.Н.Горше-нин (до 6.10.1943). «Совершенный» Эсминец «Совершенный» после спуска на воду со стапеля завода № 200 был переведен для достройки в Севастополь на завод№ 201. К 22 июня 1941 года он находился в 90-процентной готовности. В сентябре начались приемные испытания. 30 сентября «Совершенный» вышел на мерную милю в районе Херсонесско-го маяка для проведения испытаний на полном ходу. В этот день планировалось подписание приемного акта. Эсминец легко развил скорость в 36 узлов, все механизмы работали исправно, но в 16.42 неожиданно прогремел сильный взрыв. Увы, это опять была мина нашего же оборонительного заграждения — корабль по ошибке отклонился с фарватера. Взрыв произошел по правому борту в районе 77 —91-го шпангоутов, когда корабль находился на расстоянии 2,5 мили от берега. От сильного сотрясения многие из находившихся на верхней палубе моряков и заводских специалистов были сброшены за борт. «Совершенный» начал описывать циркуляцию вправо, прошел по инерции около полутора миль и остановился с креном 5 —6° на левый борт и дифферентом 1,5 м на нос. В месте взрыва верхнюю палубу вспучило на полметра, котельный кожух первой трубы разорвало с обоих бортов. Все оборудование 1-го машинного и 2-го котельного отделений было уничтожено: «Сообразительный» (на переднем плане) перед подъемом гвардейского флага, июнь 1943 г. В центре — «Способный». Судя по этой фотографии, стабилизированный визирный пост СВП-1 позади второй трубы заменен на СВП-29. котел № 2 сорвало с фундамента, а турбину низкого давления первого ГТЗА приподняло вместе с фундаментом и загнуло влево. Разрушило и пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Везде погас свет, аварийное освещение нигде, кроме 2-го машинного отделения, не включилось. Во 2-м котельном отделении вспыхнул пожар, который не смогли потушить ни быстрое затопление отсека, ни сброшенные в него баллоны с углекислотой — всплывший мазут горел в течение двух часов. Второй эшелон ГЭУ повреждений не получил, но разобщающий клапан закрыт не был, и пар из кормовых котлов вырвался через разбитый трубопровод 1-го машинного отделения в считанные минуты. По аналогичной причине ушла и питавшая котлы вода. Котельные отделения № 1 и № 2 и машинное № 1 оказались затопленными в течение нескольких минут. В 3-е котельное отделение вода начала поступать через поврежденную переборку на 109-м шпангоуте, в 4-е —через носовую переборку, подшипники валопровода и «хлопушку» водоотливного эжектора. Кроме того, из-за разошедшихся заклепочных швов в районе 177-го шпангоута (там образовался гофр) открылась течь в 3-м кубрике, 4-м погребе и химической кладовой. Всего «Совершенный» принял более тысячи тонн воды, откачка которой осложнялась отсутствием на корабле электроэнергии. |