Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. корабля в корабля в номер списки ВМФ в строй ВМС Индии ВМФ СССР ВМС Индии
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Все пять кораблей построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара. 2. БПК «Губительный» и «Ловкий» предполагалось переименовать 16.5.1977 в «Пытливый» и «Поражающий» (соответственно). СТРОИТЕЛЬСТВО и МОДИФИКАЦИИ Всего отечественная промышленность построила 25 кораблей по проекту 61 и его модификациям. Отечественный флот получил 20 БПК; позже было построено еще 5 модифицированных кораблей для ВМС Индии. Вопрос о необходимости усиления вооружения «поющих фрегатов» встал еще в процессе их строительства, и двадцатый корабль серии — «Сдержанный» — достраивался уже по модернизированному проекту 61М. Еще пять кораблей перестроили по аналогичному проекту (шифр 61 МП). Суть модернизации заключалась в размещении четырех пусковых контейнеров противокорабельных ракет, новой гидроакустической станции «Платина» с подкильной и буксируемой антенной. Была увеличена дальность плавания и усилена артиллерия путем замены двух РБУ-1000 на четыре 30-мм артустановки со станциями управления огнем. Следующий вариант модернизации заключался в замене двух УЗРК «Волна» на три многоканальных ЗРК нового поколения. Проект получил шифр 61Э. Кроме «Проворного», планировалось перевооружить таким же образом еще 5 кораблей для Северного флота, но планы эти так и остались на бумаге. Даже «Проворный» не прошел полной модернизации: на нем установили лишь опытный образец нового ЗРК «Ураган» и заменили РЛС «Кливер» на РЛС «Фрегат-М». Линейное размещение двух аналогичных ЗРК «Ураган» в носовой части «Проворного» также не состоялось, хотя площадь для них была зарезервирована (на месте носовой батареи УЗРК «Волна»). В качестве опытового корабля для испытания новой гидроакустики предназначался БПК «Способный», на котором ремонт так и не был завершен. На корабле планировалось разместить буксируемые (на разных уровнях от поверхности воды) гидроакустические антенны на специальных бортовых свесах-понтонах в кормовой оконечности корпуса. Это придало бы кораблю непривлекательный угловатый вид, а само буксировочное устройство могло легко повредить ударами волн в штормовую погоду. Корабль, незавершивший модернизацию по проекту 01091, списали на слом и продали за рубеж для разделки. |