Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В мае 1974 года корабль посещает Тунис. В период с 1 октября 1976 года по 28 ноября 1978 года БПК проходит на Севастопольском морском заводе капи- Внизу: «Сообразительный» в Севастопольской бухте, 1967г. Справа: БПК «Проворный» после модернизации. тальный ремонт и модернизацию. А вскоре его переводят к новому месту службы — на Северный флот. В состав КСФ «Сообразительный» официально зачислен 6 августа 1982 года. Он вошел в состав 10-й бригады противолодочных кораблей, а позже — с 1987 года — в состав 120-й бригады ракетных кораблей. Во время очередной боевой службы «Сообразительный» посетил ирландский порт Корк (26 - 30 сентября 1985 г.). С 1 октября 1988 года устаревший корабль вывели на консервацию и поставили на отстой в Североморске (бортовой № 632). С мая 1990 года на борту БПК появился номер 611, но 3 июля 1992 года его окончательно исключили из состава «Сообразительный» на Средиземном море, 1964 г. ВМФ. К 23 октября экипаж «Сообразительного» расформировали, а в середине 1994 года корпус «поющего фрегата» отбуксировали в Индию для разделки на металл. «ПРОВОРНЫЙ» До 1 октября 1964 года корабль именовался СКР-37. Он был включен в состав КЧФ. «Проворный» трижды выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (с 1 по 31 июня 1967 г. и с 1 января по 31 декабря 1968 г.) и Сирии (с 5 по 24 октября 1973 г.). В период со 2 по 7 июля 1973 года он в составе отряда советских кораблей (ракетный крейсер «Грозный» и БПК «Красный Кавказ») посетил французский порт Марсель. Руководил походом контр-адмирал Е.И. Воло-буев. Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями Ленинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце, Париже. После возвращения в Севастополь БПК перевели в Николаев на капитальный ремонт, и 22 марта 1974 года «Проворный» ошвартовался у причальной стенки завода имени 61 коммунара. Ремонтные работы сопровождались переоборудованием корабля по проекту 61Э (экспериментальный). Собственно разработка проекта модернизации велась в период с 22 августа 1973 по 27 августа 1974 года, и «Проворный» просто «подвернулся под руку», находясь на капитальном ремонте. К 16 апреля 1975 года основные работы были закончены, но швартовые испытания на корабле начались только 2 декабря 1977 года, а государственные испытания нового зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» — с 12 июня 1978 года. «Проворный» к этому времени уже находился в Севастополе (с 5 ноября 1976 года). |