Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Для уменьшения валкости на волне крейсер снабдили двумя скуловыми килями длиной 46,0 м (150 фт 11") и шириной 0,61 м (2 фт). В сечении они имели форму треугольника и собирались из стальных листов толщиной 12,5 мм. К внешней обшивке они крепились угольниками. В соответствии с практикой кораблестроения того времени носовая оконечность имела таран, выступающий на носовой перпендикуляр на 1,73 м (5 фт 8"). Крейсера типа «Инфанта Мария Тереза» имели три сплошные палубы, проходящие от носа до кормы — верхнюю, жилую (она же батарейная) и броневую, а также пять платформ — две трюмные, две являющиеся продолжением защитной палубы, там, где она понижалась к штевням, и одну промежуточную (между броневой и жилой палубами) в носу корабля, предназначенную для размещения торпедных аппаратов. Жилая палуба была собрана из стальных листов общей толщиной 5 мм. Верхняя от фор- и ахтерштевня до носовой и кормовой надстройки соответственно имела такую же настилку, так же как и платформы. Бимсы, на которые укладывались листы броневой палубы, изготовлялись из двутаврового профиля, а под всеми остальными палуба- «Морская коллекция» № 4'2008 7 ми — из тавробимсовой стали. Везде они располагались с шагом 0,91 м. Платформы опирались на бимсы из угольников. Они поддерживались пиллерсами из угловой и трубчатой стали. Жилая и верхняя палубы в оконечностях поверх стальных настилок покрывались 75-мм досками. В средней же части верхней палубы, не имевшей металлической подложки, использовали 80 мм деревянный настил. Столь сомнительное решение было принято, по всей видимости, для обеспечения экипажу более комфортных условий жизни, особенно в регионах с жарким климатом. Стыки деревянного настила всех палуб проконопачивались и заливались смолой. Для предотвращения гниения дерева из-за воды, скапливающейся между разнородными настилками, нижнюю часть досок пропитывали суриком. К шпангоутам на заклепках крепилась внешняя обшивка из листовой стали, толщина которой варьировалась в зависимости от важности прикрываемого участка. Ниже вертикальной бортовой брони пояса внешней обшивки собирались по технологии с «двойным перекроем». На кромку килевого пояса, описанного выше, накладывался с внешней стороны следующий, называемый, по терминологии того времени, накрывающим поясом обшивки, и они соединялись двумя рядами заклепок по всей длине стыка. Следующий за ним пояс накладывался уже с внутренней стороны, непосредственно прилегая к шпангоуту (такие пояса назывались прилегающими). Соединение происходило таким же образом. Четвертый от киля пояс опять накладывался на кромку предыдущего с внешней стороны и так далее. Так как накрывающие пояса отстояли от шпангоутов на толщину обшивочного листа, то для плотного соединения с набором под них подкладывались прокладки, сделанные из обрезков внешней обшивки. |