Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Две большие пожарные помпы располагались в машинных отделениях. От них отходили магистральные трубы, от которых, в свою очередь, ответвлялись отростки меньшего диаметра, подводившие воду к пожарным рожкам на палубах. Для осушения внутренних помещений корабля, помимо специально поставленных для этого водоотливных насосов, можно было использовать и центробежные помпы холодильников главных машин, имеющих приемники в льялах МО. Для выкачивания воды из угольных ям в специальных выгородках смонтировали эжекторы Фридмана. Все помпы, в том числе и пожарные, соединялись между собой трубопроводами, что позволяло при их совместном действии быстро осушать практически любой из отсеков, включая самые большие по объему — котельные и машинные отделения. Три динамо-машины, установленные под броневой палубой в отдельном помещении (между 24-м и 33-м шпангоутами) на кормо- Учения десантной партии (в в е р х у) и торжественный молебен на крейсере «Альмиранте Окендо» во время захода Практической эскадры в Барселону, 1896 г. вой платформе, помимо обеспечивающих внутреннее и внешнее освещение крейсера ламп накаливания, питали током три прожектора системы Манжена диаметром 0,7 м. Один из них стоял на специальной возвышенной площадке на кормовом мостике, а два — на крыльях носового. Так как крейсера типа «Инфанта Мария Тереза» планировалось использовать как в районе Карибского моря, так и в водах южной части Тихого океана, где ураганы были далеко не редким явлением, их снабдили целым арсеналом якорей. Крейсеру полагалось иметь два становых со штоками массой по 4,59 т, два без штоков по 4,06 т, два стоп-анкера по 1,52 т, два верпа по 0,704 т и два — по 0,41 т. Для работы с ними на корабле установили паровой шпиль и все необходимое оборудование. Главные и запасные якоря первоначально планировалось крепить по-походному на бортовых подушках, так же как на броненосце «Пелайо» («Ре1ауо»), но в окончательном варианте они хранились в якорных нишах на наклонных площадках по британскому образцу. Корабельные плавсредства насчитывали 12 паровых и гребных катеров и шлюпок: одну 60-футовую миноноску (водоизмещение 15 т, длина 18,29 м, ширина 2,75 м, осадка 0,86 м, скорость 17 уз.), два 30-футовых паровых катера с ходом в 8 уз., четыре больших гребных катера, одну 30-футовую гичку, один 28-футовый вельбот, три яла. По-походному они размещались на рострах в несколько ярусов. Помимо шлюпбалок, для их спуска и подъема с воды на фок-мачте смонтировали грузовую стрелу с механическим приводом, рассчитанную на подъем шлюпок массой до 18 т. Испанцы достаточно быстро отказались от использования миноносок на крупных кораблях, скорее ради экономии, чем по каким-то тактическим мотивам. Поэтому с крейсеров их сняли и применяли во вспомогатепьных |