Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Торжества немцы организовали с размахом, на них присутствовали 65 кораблей (в том числе 25 броненосцев) из дюжины стран. Кстати, испанцы — недавние потенциальные противники в период Каролинского кризиса — после нормализации отношений оказались в числе «желательных» гостей, и хозяева принимали их очень радушно. В то же время, по мнению «отца германского флота» А. фон Тирпица, высказанного им в «Воспоминаниях», в целом об- 1-'-~ Торжественный спуск на воду крейсера «Инфанта Мария Тереза» 30 августа 1890 г. (гравюра) Спуск на воду «Инфанты Марии Терезы» «Инфанта Мария Тереза» в Бильбао после спуска на воду (гравюра) «Морская коллекция» № 4'2008 15 «Инфанта Мария Тереза» в достроечном бассейне (гравюра) «Биснайя» в «первом положении»: орудия главного калибра в барбеты еще не установлены становка оказалась не вполне праздничной. Будущий гросс-адмирал вынес далеко не самые лучшие впечатления с «...происходившего в 1895 году и крайне неприятного для меня «Смотра народов» по случаю открытия Кильского канала, когда поведение французов и русских было весьма неприятным». В цитате содержится явный намек на несколько вызывающую демонстрацию «особых отношений» в рамках Альянса. К тому же, едва ли не самой яркой «звездой» торжеств оказался новейший российский броненосный крейсер «Рюрик». Весной 1896 г. все три крейсера типа «Инфанта Мария Тереза» совместно с «Пе-лайо» (флагман) образовали Практическую эскадру. А в середине августа того же года в Испании ввели новую классификацию кораблей и судов флота. В соответствии с ней все корабли от 6000 т до 9000 т были зачислены в ранг броненосцев 2-го класса. В 1897 г. «Инфанта» побывала в Нью-Йорке, представляя Испанию на церемонии открытия памятника президенту Гранту. К апрелю 1898 г., началу Испано-американской войны, корабль являлся флагманом Практической эскадры, на нем держал свой флаг командующий этим соединением контр-адмирал Паскуаль Сервера-и-Топетэ (Раэсиа! Сеп/ега у Тореіе; 18 февраля 1839 г. — 3 апреля 1909 г.). «Бискайе» вскоре после вступления в строй довелось поучаствовать в «демонстрации флага» в Марокко. После очередного инцидента на границе Испанского Марокко и собственно страны с этим названием, повлекшего человеческие жертвы, Испания потребовала выплаты значительной денежной компенсации. Для подтверждения своей решимости добиться от властей Марокко выполнения своих требований испанцы направили из Кадиса в Танжер эскадру в составе «Пелайо» (флагман), «Бискайи» и еще трех крейсеров — «Маркиза де ла Энсенада», «Альфонсо XII» и «Изабель II». Прибывшие в Танжер 12 июля 1895 г. корабли оставались там до 17 августа. |