Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. кораблей, запланированных к постройке, значительно сократилось, поскольку изначально было ясно, что финансовые возможности страны столь грандиозным замыслам не соответствуют. Однако всего через месяц Испанию потряс правительственный кризис, а 25 ноября умер король Альфонсо XII. В итоге все это привело к отставке Кабинета министров в полном составе. Новое правительство либералов, в свете недавно наделавшего много шуму Каролинского кризиса*, потребовало пересмотреть одобренную программу с целью усиления ее крейсерской составляющей, что было необходимо для защиты немногочисленных колоний, оставшихся от некогда великой империи. Новый морской министр вице-адмирал Хосе Мария Беранхера коренным образом переработал планы своих предшественников. Представленная им на утверждение 17 июня 1886 г. программа включала постройку 11 крейсеров 1-го ранга, шести — 2-го, 16 минных крейсеров, 138 миноносцев, 12 канонерских лодок и одного транспорта. 12 января 1887 г. Королевский декрет придал ей статус закона. Правда, к этому времени кресло морского министра уже занял адмирал Родригес Ариас. В соответствии с новым законом в течение ближайших десяти лет предстояло достроить три крейсера 1-го ранга по 4500 т (наследие энергичных действий вице-адмирала Мануэля де ла Песуэллы), заложить в две очереди восемь крейсеров 1-го ранга в 3200 т (постройку более крупных кораблей признали слишком обременительной для финансовых возможностей страны), шесть крейсеров 2-го ранга водоизмещением по 1500 т, четыре минных крейсера по 1100 т, 96 миноносцев 1-го ранга (от 100 до 120 т), 42 — 2-го (60 — 70 т), транспорт в 3000 т, 12 канонерских лодок по 500 т, 12 торпедных канонерских лодок (250 т) и 20 паровых катеров по типу корабельных. Из казны на эти нужды предполагалось выделить 225 млн. песет, всего лишь на 25 млн. меньше, чем в свое время запрашивал Антекера. Четвертой статьей упомянутого закона оговаривалось, что «правительство имеет право изменять объявленную программу кораблестроения в случаях, когда Техническим комитетом будет признано, что новейшие успехи кораблестроения того требуют». 'Осенью 1885 г, экипаж немецкой канонерской подки «Илтис» водрузил на острове Яп, входящем в Каролинский архипелаг (с XIX в являвшийся испанским владением), флаг своего государства и объявил его собственностью Германии. Кризис удалось разрешить мирным путем только при посредничестве третейского судьи, в лице Папы Римского Льва XIII, признавшего права на остров за испанской короной. |