Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Между тем эскадра Серверы покинула Кабо-Верде в ночь с 28 на 29 апреля. В ее состав входили все три крейсера типа «Инфанта Мария Тереза», так и не получивший орудия главного калибра новейший «Кристобаль Колон», эсминцы «Фурор», «Террор» и «Плутон», а также вспомогательное судно «Аликанте». Согласно сохранившемуся корабельному журналу крейсера «Колон», известно, какие расстояния корабли про-ходипи за сутки. При этом необходимо учитывать, что сутки в испанском флоте, в отличие от обычных, считались от полудня до полудня. Малый суточный переход 29-го объясняется тем, что эскадра часто останавливалась и маневрировала: 28 — 29 апреля — 33 мили, 29 — 30 апреля — 90 миль,
10 — 11 мая — 218 миль. 11 — 12 мая — 90 миль. Максимальная скорость на переходе составляла 10 уз., средняя не превышала 6 — 7. Эсминцы пришлось вести на буксире, причем в открытом океане буксировочные тросы постоянно обрывались. «Тереза» вела «Плутон»; «Окендо» — «Террор», а «Колон» — «Фурор». Лишь «Бискайя» шла «порожняком», скорее всего, по причине обрастания днища, как самый тихоходный из крейсеров. Переход сопровождался многочисленными мелкими авариями и попомками, а самые серьезные проблемы имели место на новеньком «Колоне». По приказанию командующего корабли часто выполняли различные маневры и перестроения, но учебных стрельб крейсера не проводили. Вечером 10 мая, в связи с приближением к берегам Америки, все корабли подготовили к бою, скорость увеличили до 10 уз. «Фурор» получил приказ направиться вперед, в Фор-де-Франс на Мартинику, возможно, чтобы связаться с правительством и убедиться в том, что флот сможет загрузиться углем. Всю ночь с 11-го на 12-е и утром наступившего дня эскадра лежала в дрейфе у Мартиники. «Террор» зашел в порт для ремонта (исправление всевозможных поломок на нем затянулось и эсминец отстал от эскадры; в итоге с помощью «Аликанте» он «доковылял» до Пуэрто-Рико, где и оставался до конца войны). Видимо, Сервера ожидал прибытия угольщиков «Рестормел». «Твикенхем» и «Роат», а также рассчитывал получить из Мадрида и Гаваны сведения о местонахождении американского флота. Считается, что. обнаружив себя заходом на нейтральную Мартинику, адмирал допустил серьезную ошибку. Ему следовало уделить большее внимание соблюдению секретности и пройти мимо острова ночью. В крайнем случае, можно было связаться с консулом, отправив для этого эсминец и оставив основные силы вне видимости с берега. |