Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 32 «Морская коллекция» № 4'2008 обнаружены между дымовыми трубами, а два — на бортах шлюпок. Фок-мачта упала приблизительно от носа к корме; грот-мачта повалилась на правый борт». Вообще, выводы комиссии, осматривавшей уничтоженные в бою при Сантьяго корабли, гласили, что ни один снаряд не повредил жизненно важных конструкций или механизмов. Зато было сделано заключение, что использование дерева на кораблях следует свести к минимуму. Также признали, что все паропроводы и трубопроводы необходимо размещать под броневой палубой. |__ФИНАЛ__J Как уже говорилось, комиссия, направленная для осмотра брошенных кораблей, обнаружила, что «Альмиранте Окендо» и «Бискайя» пострадали от пожаров и взрывов очень сильно, при описании повреждений этих крейсеров использовались выражения: «перебит киль», «корпус практически разделился на две части» и т.д. Например, котельные отделения «Окендо» были «изувечены» до такой степени, что эксперты даже спорили, имели на нем место взрывы котлов или нет. Их спасение (слово «подъем» тут не совсем уместно, поскольку броненосные крейсера не затонули) признали невозможным, хотя от взятия трофеев с них американцы отказаться не смогли — несколько снятых и приведенных в приличный вид 140-мм и 57-мм пушек установлены в разных американских городах как символы победы. Говоря о трофеях, можно упомянуть, что 10 июля с «Бруклина» отправили водолазов для осмотра «Терезых. Тогда же «исследователи» нашли «на руинах» чудом уцелевший компас, который подарили Шлею. С двумя другими крейсерами дело обстояло совсем по-другому. В докладе от 13 июля говорилось, что восстановление плавучести «Инфанты Марии Терезы» вполне возможно, равно как и «Кристобаля Колона». Контракт на судоподъемные и спасательные работы правительство США заключило с «Мерритт-Чапмен Деррик Рэкинг Компани». Договор предусматривал, что спасенные единицы следовало доставить на военно-морскую верфь в Норфолке. Первоочередным признавалось обеспечение подъема «Колона», а выделение личного состава для работ на остальных кораблях могло произойти только при благополучном завершении или окончательном провале попыток спасения экс-«итальянца». Впрочем, предусматривалось, что старший морской начальник имеет право направить своих подчиненных на другие объекты и по собственному усмотрению. После того как 31 августа работы на «Колоне» решили прекратить за полной бесперспективностью, все усилия сосредоточили на спасении «Инфанты Марии Терезы». Фактическим флагманом судоподъемной флотилии (в ее состав в разное время входило до шести судов) являлось ремонтное судно ВМС «Вулкан», а руководил работами герой «Мерримака» Хобсон. Плавучесть крейсера была восстановлена 23 сентября. На следующий день американцы привели свою добычу в Гуантанамо. Здесь в «полевых условиях» удалось выполнить некоторый объем первоочередных ремонтных работ. 29 октября началась буксировка бывшего испанского флагмана в Норфолк. Сопровождение осуществляло американское вспомогательное судно «Лео-нидас» («Leonidas» — 4264-тонный угольщик, включенный в состав флота в апреле; бывший пароход «Elizabeth Holland» английской постройки), а непосредственно буксировкой занимались «Вулкан» и спасательный буксир «Мерритт». Кроме того, американцам удалось развести пары в части котлов «Инфанты». 1 ноября караван попал в сильный шторм. Спустя несколько часов крейсер оказался частично затоплен. После снятия временной команды буксиры пришлось отдать и безжизненный корпус отдрейфовал к острову Кэт, где напоролся на скалу и пошел на дно. На сей раз окончательно... По мнению судебных инстанций, произошедшее наглядно показало неспособность крейсера противостоять шторму вследствие полученных в бою повреждений. Следов небрежности или халатности установить не удалось; в результате расследования Военно-морской суд постановил, что корабль не был оставлен преждевременно. В этом же вердикте говорилось, что оставление корабля не может вменяться в вину командовавшему переходом офицеру. Верховный суд Соединенных Штатов позднее несколько раз возвращался к обстоятельствам дела, но это были уже чисто юридические «заморочки». Индекс 73474 |