Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. «Морская коллекция» № 4'2005 9 энергетической установки на протяжении 45 шпангоутов (22,5 м) шло двойное дно. Высота борта на миделе и в корме составляла 3,6 м, в носу — 6,1 м. Начальная метацентрическая высота по проекту при нормальном водоизмещении составляла 0,71 м, погибь верхней палубы — 0,3 м. Для ответственных связей корпуса, включая набор и часть листов наружной обшивки, использовалась сталь 2-й категории (марки 5 повыш., с временным сопротивлением 56 — 60 кг/мм и относительным удлинением 18%), для остальных конструкций — мягкая судостроительная сталь 3-й категории (марки 3 норм., с временным сопротивлением 38 — 45 кг/мм и относительным удлинением 22%). Впервые успешно были применены уголки для ребер жесткости. Для защиты от коррозии оцинковывались листы наружной обшивки, настил палубы полубака, верхней палубы в открытых местах, жилой палубы с кар-лингсами и бимсами, нижняя часть поперечных переборок на 1 м выше фло-ров и стойки на той же высоте, днищевой набор, второе дно, шпангоуты от вертикального киля до жилой палубы, фундаменты главных механизмов и котлов, цистерны и теплые ящики, цепной ящик и дельные вещи. Не случайно эти корабли за цвет корпусов до окраски рабочие называли «серебряными». Оцинковка давала экономию металла — мас- ***** 85Цк Конструктивный чертеж мидель-шпангоута СКР «Гром» са «голого» (не насыщенного) корпуса составляла лишь 30% от водоизмещения. Толщина наружной обшивки равнялась всего 4 мм, днищевых листов — 5 мм и не имела запаса на коррозию. Остальные элементы конструкции были еще тоньше: настил палубы полубака — 2,5 — 3,5 мм, верхней палубы — 3 — 5 мм, жилой — 2,5 мм, второго дна — 3 мм, главных поперечных переборок — 2 — 3 мм, надстройки — 2,5 мм. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из маломагнитной противопульной стали толщиной 6 мм.
Главные поперечные переборки разделяли корпус на 15 водонепроницае- Теоретический чертеж сторожевого корабля «Ураган» Копия подлинного чертежа, выполненная А.Заикиным Из архива Музея истории Невского ПКБ Основные разделы, группы и статьи нагрузки масс СКР проекта 2*, т: Корпус, оборудование и окраска.......136,8 Устройства (рулевое, якорное, шлюпочное), рангоут и такелаж...............................14,1 Системы..............................................12,7 Вооружение и защита........................49,8 Механизмы..........................................138,0 |