Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Сторожевые корабли типа «Ураган» активно участвовали в Великой Отечественной войне и войне с Японией, обеспечивали эскортирование подводных лодок, охранение крупных кораблей, конвоирование транспортов, артиллерийскую поддержку сухопутных войск и десантов, перевозили личный состав и военные грузы. После перевооружения по количеству стволов зенитной артиллерии малого калибра они превосходили «новики» и почти догнали эсминцы проектов 7 и 7У. На них были установлены бомбометы и увеличено количество глубинных бомб. Многие сторожевики получили гидроакустические и радиолокационные станции. Боевой опыт подтвердил достаточную надежность энергоустановки «урага- нов». Так, на СКР «Смерч» в результате столкновения с тральщиком был выведен из строя второй эшелон ГЭУ, но первый остался неповрежденным, и корабль своим ходом дошел до базы. Скорость, служившая в начале 1930-х годов предметом критики, во время войны нареканий не вызывала. К сожалению, сторожевых кораблей типа «Ураган» построили сравнительно немного. На Севере их было всего три единицы, на Черном море — две, да и шесть единиц для тихоокеанского театра — тоже недостаточно. В 1939 году началось строительство большой серии СКР проекта 29 типа «Ястреб», являвшихся дальнейшим развитием «Урагана», но до конца войны ни один из них в строй не вступил. В своих воспоминаниях бывший нарком Военно-Морского Флота СССР Н.Г.Кузнецов пишет: «Кроме тральщиков, не хватало и кораблей противолодочной обороны (ПЛО), и специальных сторожевых кораблей (СКР). С огорчением перечитываешь сейчас строки старого документа: «БТЩ «Крамбол» занял место в дозоре». Не от хорошей жизни приходилось посылать вместо СКР тральщики». Об этом же сожалел и командующий Черноморским флотом Ф.С.Октябрьский, записавший в своем дневнике 22 июля 1941 года: «Москва требует по всей линии коммуникаций движение всех наших транспортов конвоировать... Это очень важная, ответственная задача, а главное — дополнительная огромная нагрузка нашим ЭМ, БТЩ, МО-4. Вот еще раз вздохнем, что у нас нет СКР». Так что первенцы советского военного кораблестроения, несмотря на их недостатки, в тяжелые годы Великой Отечественной войны оказались одними из самых востребованных боевых единиц нашего флота. История службы СКР типа «Ураган» — в следующем номере. «Морская коллекция» № 4'2005 < Модель сторожевого корабля типа «Ураган» в экспозиции филиала Центрального военно-морского музея в Кронштадте Фото С.Балакина Индекс 73474 |