Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 10 августа 1927 года наморси Р.А.Мук-левич доложил заместителю председателя РВС СССР И.С.Уншлихту об основных ТТЭ сторожевых судов первой серии для их утверждения. Отмечалось, что охранение кораблей эскадры, дозор и разведка такими судами обойдутся втрое-вчетверо дешевле, чем при использовании эсминцев, которые будут освобождены для действий по прямому назначению. Муклевич ходатайствовал также о присвоении новым судам наименований: «Ураган», «Тайфун», «Циклон», «Смерч», «Гроза», «Вихрь», «Шторм» и «Шквал»*. 11 августа ТТЭ и наименования кораблей были утверждены. В 1930 году из техбюро Северной судостроительной верфи было выделено Бюро специального проектирования судов (БСПС), на которое возлагалось проектирование лидеров эсминцев. 18 января 1931 года на базе БСПС, усиленного конструкторами Северной верфи, Балтийского и Адмиралтейского заводов, создается Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), задачей которого, в частности, стали проект-но-конструкторские работы по обеспечению серийного строительства сторожевых судов. В это же время проектам кораблей стали присваивать номера. Проект лидера первой серии получил № 1, сторожевых кораблей** первой серии — № 2, быстроходных тральщиков — № 3. СТРОИТЕЛЬСТВО И ИСПЫТАНИЯ Договор на постройку новых боевых единиц флота на Северной верфи Те-хупр ВМС РККА и «Судотрест» заключили 15 августа 1927 года. По его условиям три первых судна должны были быть построены в 1929 году, а остальные — весной 1930-го. Сроки постройки двух судов на Николаевском заводе имени А.Марти определялись договором между Техупром и Южмаштрестом, оформленным несколько позже. Северная (до 1922 года — Путилов-ская) верфь более других предприятий отрасли оказалась готова к строительству легких надводных кораблей. Это было относительно новое (создано в 1912 году в связи с расширением судостроительного производства Путиловского завода), технически хорошо оснащенное предприятие. В годы Первой мировой войны здесь строились два легких крейсера типа «Светлана» и восемь эсминцев типа «Новик» (три эсминца сдали флоту до октября 1917-го, два других — уже в 1920-е годы). На верфи еще в 1922 году возобновили свою работу технические конторы по судостроению и машиностроению; через пять лет их объединили в Техническое бюро с подотделами специального (военного) и гражданского судостроения. |