Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Фрагмент диорамы с изображением сборки малых подлодок в крытом эллинге ССЗ №198 с решаемыми задачами действовать ей придется недалеко от своей базы а после атаки противника двухторпедным залпом можно будет возвратиться в базу для пополнения торпедного боезапаса. Погрузка торпед в торпедные аппараты подлодки могла осуществляться только «мокрым» способом, причём они засасывались внутрь аппаратов поочерёдно при помощи трюмного насоса при закрытой задней крышке. Экипаж лодки по штату состоял из 19 человек, включая 4 офицеров, 9 старшин и 6 матросов. Расчётный срок службы лодок VI серии составлял 13 лет. «Морская коллекциях № 5'2009 11 M-1, головной корабль VI серии, в Амурском заливе, 1934 г. постройка и испытания Зная о большой загрузке ленинградских предприятий, А.Н.Асафов предложил строить подводные лодки VI серии в городе Николаеве, главным образом, на судостроительном заводе № 198 имени А.Марти. Это предложение Союзверфь приняла, причём для обеспечения сроков постройки всех 30 запланированных лодок часть из них предлагалось строить на Николаевском судостроительном заводе № 200 имени 61 коммунара. Общий проект малой подводной лодки был утверждён Реввоенсоветом 20 марта 1932 года, а уже 31 марта на судостроительном заводе № 198 в Николаеве состоялось расширенное техническое совещание под председательством управляющего Союзверфью И.И.Кондратьева, в котором участвовали главный конструктора проекта А H Асафов и всё руководство завода. Представители завода ознакомились с общим проектом подлодки и задачами по обеспечению их постройки, затем были внесены предложения в части распределения работ между ЦКБС-2 и заводами Николаева. Так, например, на технический отдел судостроения (TOC) завода №198 ввиду чрезвычайно большой загрузки ЦКБС-2 другими проектами была возложена разработка рабочих чертежей лодки, причём для стимулирования специалистов предусматривался премиальный фонд в 30 тыс. рублей. Для конструкторов и руководящего состава предприятия устанавливался 8-часовой рабочий день с доведением его продолжительности по необходимости до 10 часов. Разработка рабочей документации на заводе возлагалась на начальника ТОС П.С. Кузнецова и его заместителя по подводным лодкам Е.П. Егорова. Для оказания практической помощи на время проведения работ в Николаев командировались по мере необходимости опытные специалисты из Ленинграда. Так, ответственным представителем ЦКБС-2 и помощником заведующего техотделом по подлодкам VI серии был назначен инженер ЦКБС-2 В В Перловский. В составе корпусной группы (руководитель И.К.Максименко) работали также ленинградские инженеры И А.Швайцер, A.M. Яковлев, а в механической (руководитель Н.И.Савельев) - М.Г.Александров и т.п. |