Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Первой лодкой, заложенной на стапеле, стала С-243 (будущая М-2), она же «спецсудно № 243» постройки судостроительного завода № 200. Это событие состоялось 29 августа 1932 года. А на стапелях Николаевского госзавода № 198 до конца 1932 года успели заложить ещё две лодки этого проекта: 2 октября - С-236 (будущая М-3), а 3 декабря - головную лодку серии С-237(М-1). Впоследствии, при строительстве подводных лодок \/1-бис серии корабли на Николаевском ССЗ №200 получили четырёхзначную нумерацию, сохранившуюся до настоящего времени. Строительство "малюток" осуществлялось достаточно быстро, в соответствии с жёстким календарным графиком, утверждённым Советом Труда и Обороны. На государственном уровне постройку курировал лично Начальник Главного Политического управления РККА, герой гражданской войны Ян Гамарник. Соответственно, администрация обоих Николаевских госзаводов делала все возможное для обеспечения выполнения «Заказа-30» в срок. На ССЗ № 198 основное производство располагалось в крытом эллинге, в пролётах которого, рассчитанных в своё время на постройку достаточно крупных надводных кораблей, одновременно могли находиться в разной степени готовности корпуса трёх-четырёх "малюток". Сборка корпусов лодок осуществлялась поточным методом из предварительно изготовленных в кор-пусозаготовительном цехе деталей и секций. Надо сказать, что завод № 198 (бывший «Наваль») имел практический опыт строительства подводных лодок. Ещё до революции на нём строились субмарины различного назначения, включая первый в мире подводный минный заградитель «Краб», а уже в советское время в период с 1927 по 1931 год здесь построили и успешно сдали флоту три подводные лодки I серии типа «Декабрист» - «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». 150-тонный плавучий кран, служивший для спуска на воду и подъёма малых подлодок. Фото 1913 года из Музея истории ССЗ имени 61 коммунара Но все они имели клёпаную конструкцию корпуса, в то время, как на лодках VI серии для соединения элементов конструкций прочного корпуса по предложению главного конструктора впервые в стране, да и в мире, предполагалось широко использовать сварку. В известной степени решение задачи облегчалось тем, что на обоих николаевских судостроительных госзаводах к тому времени достаточно хорошо уже освоили сварку - правда, не корабель- |