Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Часто их находили в полуобработанном виде, и тогда группой в четыре, пять, а иногда и восемь человек на плечах переносили массивные стальные листы от пресса к прессу, чтобы где порезать, где построгать или сделать горловину. Это влияло на производительность и выполнение графиков, но другого выхода не было. Не было чёткой организации и дисциплины. За комплектацию, естественно, сборщикам не платили, а выписывали всякие фиктивные наряды, чтобы частично компенсировать потери бригад. Всё это было причиной постоянных конфликтов между рабочими и мастерами...» «На строительстве «малюток», как их любовно окрестили на заводе, никто не считался с условиями труда. Сроки выполнения работ достигались, кактогда говорили, за счёт простого увеличения числа задействованных рабочих. Но очень скоро скученность, высокая шум-ность, сквозняки, загазованность привели к массовым заболеваниям работавших в крытом эллинге. Администрация поступала просто - взамен выбывших на «малютки» переводились рабочие бригады с других участков....» «...По мере постройки лодок организация труда всё более совершенствовалась, поскольку уже были известны установившиеся нормы фактического времени на все операции, что позволяло осуществить почасовое планирование. Составлялся единый график, и мастера знали время, когда надо начать и закончить свой объём работы. Поэтому все рабочие, мастера и ИТР к этому относились серьёзно и ответственно. Рабочие и мастера хорошо освоили конструкцию псдлодок на постройке всех предшествующих, в основном работали без чертежей, руководствуясь таблицами, шергенями и шаблонами с плаза. И на сознательную, я бы сказал, самоотверженную дисциплину совершенно не оказывал влияние введённый в 1933 году директором завода Э.Ф.Кужело арест виновных в срыве сроков или допустивших грубый брак в работе». И всё же «сюрпризов» избежать не удалось. Давали о себе знать и неотработанность технологии сварки, и качество металла, и низкое в ряде случаев качество работ, а также постоянная спешка. Так, при испытаниях в барокамере корпусов «спецсудов» № 238, 240 и 241 обнаружились трещины в сварных швах, что потребовало дополнительных переделок. При этом отмечалось также, что качество сварки лодок, строившихся на заводе № 200, было выше, чем на заводе № 198. Черноморские «малютки» у борта плавбазы, слева - ПЛ VI серии «Морская коллекция» № 5'2009 |