Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 22 сентября 1943 года на мерной миле в районе Очамчира (Очамчири) М-51 при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями из-за ошибки личного состава ушла под воду с открытым рубочным люком и затонула на 13-метровой глубине. Вместе с лодкой погибли восемь членов экипажа, включая командира, остальным удалось спастись. 25 сентября 1943 года М-51 подняли и после ремонта ввели в строй. 30 декабря 1944 года М-51 вывели из боевого состава флота и передали гидроотделу ЧФ, а с 12 октября 1946 года использовали в учебных целях. 28 ноября 1950 года лодку разоружили и 8 декабря расформировали. После демонтажа приборов и механизмов корпус передали АСС ЧФ для обеспечения боевой подготовки личного состава. М-52 к началу войны также входила в состав Отдельного Учебного ДПЛ ЧФ в Новороссийске. В свой первый боевой поход лодка вышла 6 июля 1941 года и до января 1942 года совершила шесть боевых походов, ни разу не встретив противника Более того, 14 августа при возвращении М-52 из боевого похода в подводном положении её, приняв за вражескую, пыталась таранить «Красная Кубань», к счастью для «малютки» - неудачно В октябре 1942 года, по завершении ремонта, длившегося с февраля по июль 1942 года в Поти, М-52 включили в состав кораблей, подлежавших переброске на СФ, и после частичной разборки доставили на железнодорожном транспортёре из Поти... в Баку, где вновь собрали, спустили на воду и с 13 января 1943 года она вошла в состав Каспийской военной флотилии. В связи с отменой переброски этой подлодки на СФ, с 21 января 1943 года М-52 переквалифицировали в учебную и передали Краснознамённому учебному отряду подводного плавания имени СМ. Кирова, который после эвакуации из Ленинграда находился в Махачкале. В этом качестве лодка служила до октября 1943 года, а затем её вновь перевезли в Поти и включили в состав ЧФ. Следует заметить, что М-52, по одним данным, в 1944 году возвратили в состав ЧФ и перевезли на Чёрное море, по дру- гим - оставили на Каспии и сдали на слом в Баку, где лодка и была разобрана. Судьба подводных лодок Vl-бис серии сложилась по-разному. Они тоже в большинстве своём остались «незнаменитыми» и ничем особенным не отличились, хотя и участвовали в двух войнах. Так, М-71, М-72, М-74, М-75, М-76, М-77, М-78, М-80 и М-81 причастны, правда, без особых успехов, к советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Вот лишь краткий перечень основных этапов их боевой службы. |