Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

В 1944 году М-79 в походы не выходила, и 20 августа перешла в Ленинград. С сентября лодку поставили на консервацию.

М-78 (командир - ст. лейтенант Д.Л.Шевченко), следовавшая вместе с М-77 из Либавы в Усть-Двинск, 24 июня 1941 года у Виндавы была потоплена двумя торпедами немецкой субмариной и-144, а М-81 (командир - капитан-лейтенант Ф.А.Зубков), следовавшая в составе конвоя из Риги в Палдиски, 1 июля подорвалась на мине у острова Вормси (из состава экипажа подлодки спаслось три человека), успев совершить всего один поход.

Обе черноморские лодки \/1-бис серии к июню 1941 года завершали ремонт, числясь при этом в составе Учебного дивизиона. Одна из них - М-54 - за время войны совершила девять боевых походов, в том числе один в северозападную часть Азовского моря. Встреч с кораблями и судами противника не имела. Во время выхода в очередной поход 10 декабря 1941 года лодка была выброшена семибалльным штормом на мель в районе Туапсе, откуда её смогли снять только 30 июня 1942 года.

В активе М-55 - 14 боевых походов и две, правда безрезультатные, торпед-

ные атаки по конвоям противника. 15 января 1942 года лодка осуществляла навигационное обеспечение морского десанта в районе Судака. 30 января 1943 года при попытке высадить разведывательную группу у мыса Меганом М-55 (командир - капитан-лейтенант Э.Б.Бродский) подверглась точному пулеметному обстрелу с берега (имелись пробоины в ограждении рубки) и при срочном погружении ушла под воду с отдраенной крышкой верхнего рубочного люка, вследствие чего забортная вода вывела из строя всё электрооборудование боевой рубки.

Тихоокеанские «малютки» М-82, М-84, М-85 и М-86, прибывшие с КБФ, а также М-53, М-56 и М-57, прибывшие с ЧФ под номерами М-43, М-44, М-45, М-46, М-47, М-48 на основании директивы ВМС РККА и приказа по бригаде № 0046 с 23 октября 1939 года образовали 26-й дивизион И-й БПЛ ТОФ.

5 июня 1940 года на основании приказа командующего ТОФ № 0048 26-й ДПЛ в составе ПЛ М-43, М-44, М-45, М-46, М-47 и М-48 передали в \/-ю БПЛ. Ни

одна из шести тихоокеанских «малюток» \/1-бис серии в боевых действиях не участвовала, и к концу 1940-х годов все они пошли на слом.

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Всесторонне оценивая проекты малой подводной лодки типа М VI и У1-бис серий важно отметить следующее. Корабли можно считать достаточно прочными, для своих небольших разме-рений неплохо вооружёнными и достаточно мореходными. В то же время их возможности ограничивала малая подводная скорость, сложность удержания лодки в подводном положении при торпедной атаке, а наличие всего одного перископа затрудняло наблюдение. К концу 1930-х годов они устарели и по своим ТТХ, прежде всего - по артиллерийскому и торпедному вооружению, уступали даже германским малым подлодкам постройки 1916 - 1917 годов, о которых упоминалось выше.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz