Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. - для улучшения защиты кормовых винтов приблизить их к диаметральной плоскости и дополнительно заглубить; - принять меры к максимально возможному снижению метацентрической высоты; - выполнить необходимые мероприятия по обеспечению непотопляемости при затоплении двух крайних кормовых отсеков; - установить систему приёма топлива в креновые отсеки; - принять меры к снижению уровня шумности, в частности рассмотреть возможность приёма воздуха для главных дизелей с открытой палубы. Большую часть этих и других замечаний в дальнейшем учли при постройке ледоколов проекта 97 и его модификаций. Хотя некоторые проблемы, в частности — большой период качки, так и остались нерешёнными. Ледоколы проекта 97 (всех модификаций) строились на ленинградском заводе имени А. Марти (в настоящее время — государственное предприятие «Адмиралтейские верфи»). В 1959 — 1962 гг. по заказу военно-морского флота были построены три ледокола проекта 97 (головной — «Добрыня Никитич»). В 1961 — 1971 гг. на воду сошли 14 ледоколов проекта 97А, построенных по заказу Министерства морского флота (головной — «Василий Прончищев»). Их главным отличием от первоначального проекта стало разделение судна на восемь непотопляемых отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, обеспечивающих непотопляемость при затоплении любого главного отсека. В 1966 — 1967 гг. по заказу Германской Демократической Республики был построен ледокол проекта 97Е «Штефан Янцен», схожий по основным техническим данным с проектами 97 и 97А. Главными строителями ледоколов пр. 97, 97А и 97Е были А.Г. Мадера и В.М. Мокеев. Производство ледоколов проекта 97 велось быстрыми темпами. В 1962 — 1971 гг. завод сдавал заказчикам по два судна (в 1965 г. — три) в год, причём иногда различных модификаций. Корпуса формировались на наклонном стапеле, одновременно со строившимся там же танкером либо рыбопромысловой базой. Техническая готовность судна при спуске на воду составляла 60 — 80 %. При строительстве ледоколов применялись новые методы технологии и организации постройки: аналитическое согласование обводов корпуса, предварительная правка, очистка и грунтовка всего листового и профильного металла до запуска в производство, укрупнение и насыщение секций и блоков на специальных сборочных площадках, создание агрегатированных сборочных единиц оборудования, совмещение тру-бомедницких и механосборочных работ с работами по формированию корпуса. |