Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. следующим
- автодатчик сигналов АПСТБ-1; - радиотрансляция «Берёзка». На ледоколах имелось достаточно совершенное на время проектирования навигационное оборудование: - главный компас УКП-М1, путевой — КМ-МЗ; Размещение буксирного и швартовного устройств на ледоколе «Василий Прон-чищев» (а — палуба бака; б — кормовая часть верхней палубы): 1 — киповые планки; 2 — кнехты прямые врезные; 3 — клюзы бортовые; 4 — битенги прямые: 5 — стопоры для переноса швартовых тросов; 6 — шпили; 7 — вьюшки; 8 — роульс горизонтальный: 9 — кранцы буксирные: 10 — роульсы отводящие; 11 — помещение буксирной лебедки; 12 — буксирная лебедка; 13 — ту рачка буксирной лебедки; 14 — серьги; 16 — стопор для переноса буксирного троса; 16 — стопор буксирного троса; 17 — клюз буксирный - гирокомпас «Курс-4»; - радиопеленгатор СРП-5; - радиолокатор «Дон»; - эхолот НЭЛ-5; - лаг МГЛ-25 (пять штук). На первых трёх ледоколах проекта 97, строившихся по заказу ВМФ, устанавливалось артиллерийское вооружение — одна 57-мм двухорудийная артиллерийская установка ЗИФ-31-Б и одна 25-мм двухорудийная установка 2М-ЗМ. Впоследствии данное вооружение было демонтировано. ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ Первый опыт эксплуатации ледоколов проекта 97 показал, что они не только оправдывают своё назначение, но и выходят за «портовые» рамки. Ледокол «Добрыня Никитич» успешно работал на Белом море как в зимний сезон, так и в период вскрытия Северной Двины, когда принимались всевозможные меры по борьбе с ледяными заторами и предотвращению наводнения в районе Архангельска. Судно участвовало в проводке судов из Северной Двины до кромки льда, которая временами проходила в северной части Белого моря между мысами Городецкий и Терско-Орловский. Средняя протяжённость пути составляла 200 миль. «Морская коллекиия» № 8'2009 11 В ходе проводки неоднократно приходилось прибегать к околке судов. Зачастую проводка осуществлялась по узкому каналу шириной 80 — 100 м в условиях подвижки льда, когда особенно важно безостановочное движение вперёд. |