Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Эпизодов основательного заклинивания ледокола даже в очень тяжёлых льдах не отмечалось. Креновая система в трудной обстановке сравнительно часто использовалась для улучшения лёдопроходимости. Однако ощущалась потеря управляемости при буксировке вплотную. Временами приходилось давать короткую длину буксира и вновь подтягивать транспорт вплотную. С незначительным дифферентом на нос ледокол легче преодолевал льды, но создание дифферента было связано с большими трудностями — перекачкой топлива, что требует значительного времени. Прочность корпуса ледоколов проекта 97 в целом признавалась достаточной и соответствующей установленной мощности, однако их эксплуатацию во льдах толщиной свыше 0,8 — 1 м, а при работе набегами и непрерывным ходом в соответствующих битых льдах со скоростью свыше 8 уз. сочли недопустимой. Это могло привести к остаточным деформациям и повреждениям корпусных конструкций. Как показали натурные испытания, ледокол обладал удовлетворительными маневренными качествами при работе во льдах и на свободной воде. Диаметр циркуляции на свободной воде составлял 300 м. Маневренность же во льдах зависела от распределения мощности между гребными винтами. Так, при полной мощности диаметр циркуляции в сплошных льдах с работающим носовым винтом во льду толщиной 55 см — 12 «Морская коллекция» № 8'2009 300 м; во льду толщиной 15 см — 200 м. При задействовании только кормовых винтов во льду толщиной 25 — 30 см диаметр циркуляции равнялся 400 м. Выбег судна в сплошном льду толщиной 25 — 30 см при остановке главных двигателей с «полного вперед» составлял 160 м, а на чистой воде — 1000 м. При реверсе (с «полного вперед» на «полный назад») выбег во льду толщиной 25 — 30 см равен 55 м, а на чистой воде — 110 м. Время реверса с «полного вперед» на «полный назад» не превышает 8 с. Такие показатели, как устойчивость на курсе, управляемость и закалываемость ледокола в кромку канала, могли оцениваться как хорошие. Во время буксировки крупнотоннажных судов вплотную, когда трос пропущен через кормовой клюз, ледокол плохо удерживался на курсе. При буксировке судов вплотную, когда трос проложен с барабана лебедки непосредственно к носу буксируемого судна, минуя клюз, управляемость ледокола удовлетворительна. Такой способ буксировки позволяет успешно осуществлять проводку транспортных судов во льдах. Тяговые характеристики ледокола оказывают наиболее существенное влияние на его ледовые качества, и поэтому они могут служить показателем эффективности использования установленной мощности. Для определения тяговых и пропульсивных характеристик гребных винтов был проведён ряд специальных натурных испытаний ледокола (швартовные, динамометрические и ходовые), а также самоходные и буксировочные испытания моделей. |