Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. ■ Соколов В Визит, которого не могло быть раньше // Пограничник. 1990. № 10. № 11. • Спирихин С.А. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии Архангельск, 2003. • «Там, за туманами...» // Пограничник. 2003. № 5. ■ Фасолько О. Флагман пограничного флота // Марс. 2006. № 4. • Oesterle В. Eisbrecher aus aller Welt Berlin, 1988. • Ресурсы сети Интернет Автор выражает благодарность за помощь в работе и предоставленные материалы: В.В. Брызгалову, П.В. Веселову, А.Е. Волкову, И.С. Курганову, К.Л. Кулагину, Н.В. Савичеву, А.И. Солдатенко и А Ю Царькову В работе над выпуском использованы фотографии из собрания 1Б.В. Лемачко На 1-й стр. обложки — пограничный сторожевой корабль «Мурманск» в парадном строю. Обратите внимание на угол возвышения орудий в носовой артустановке. Фото предоставлено И.С. Кургановым. Следующий номер «Морской коллекции» — монография «Американские наследники «Третьего рейха» © ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2009 Ледоколы проекта 97 и их модификации стали самой массовой серией подобных судов, построенных за всю историю отечественного флота. Изначально они создавались для обслуживания портов (как в Арктике, так и в других регионах). Однако впоследствии на базе ледоколов этого проекта были созданы научно-исследовательские суда и даже пограничные сторожевые корабли. Да и самим «портовикам» доводилось не только вызволять суда из ледового плена, но и совершать дальние океанские переходы, обеспечивать различные задачи военно-морского флота. Скромные труженики моря, ледоколы проекта 97 покидали строй незаметно. Одни из них продали на слом в «лихие девяностые», другие служат до сих пор. К сожалению, несмотря на то, что история этих судов насчитывает чуть больше полувека, о многих подробностях их биографий информации почти не имеется. Особенно это относится к кораблям военно-морского флота и пограничных войск, находящимся в строю до сих пор. Сведения о них брались из открытых источников и не всегда являются достаточно полными. Также следует отметить и тот факт, что с течением времени изменялось навигационное и некоторое другое (в частности — спасательное) оборудование гражданских судов. В техническом описании ледоколов указывается состав оборудования на момент постройки судов. Ряд его изменений отмечен в разделах, посвященных конкретным судам. |