Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В 1981 — 1982 гг., находясь в экспедиционном плавании в Баренцевом, Гренландском и Карском морях, ледокол принимал участие в уникальных научных работах по программе «Разрезы», связанных с изучением роли Мирового океана в короткопериодных изменениях климата на Земле и составлением долгосрочных прогнозов погоды. С этой целью с борта ледокола были проведены натурные эксперименты, позволившие обнаружить и описать как общие, так и локальные особенности метеорологического, гидрологического и ледового режимов в прикромочных зонах Арктического бассейна. Одновременно, начиная с 1980 г., ледокол был задействован в исследованиях по программам «Баренцев эксперимент» и «Полярный эксперимент» в труднодоступных районах Северного Ледовитого океана с целью выяснения особенностей физических процессов в системе «океан — лёд — атмосфера». При этом были проведены актиномет-рические и термобалансовые наблюдения в прилёдном слое атмосферы, гидрофизические — в подлёдном слое океана. Собранные в результате этих исследований новые материалы имели научно-народнохозяйственное и военное значение. В январе-марте 1989 г. «Отто Шмидт» более 40 суток находился в научном дрейфе во льдах Гренландского моря. Пройдя около 1000 миль, ледокол продолжил работы, начатые полярной дрейфующей станцией «Северный полюс-28», снятой со льдины атомоходом «Россия». 11 ноября 1991 г. ледокол вернулся из своего последнего 40-го рейса. Из-за отсутствия финансирования ремонт, в котором нуждалось судно (в том числе и для предъявления Регистру), не производился. Около пяти лет уникальный ледокол простоял в Мурманске. Впоследствии он был приобретён частной фирмой для последующей сдачи на металлолом. 8 августа 1996 г. «Отто Шмидт» своим ходом покинул Мурманск и направился в Индию. В местечке Аланг (50 км от Бхавнагара, Индия) — крупнейшей в мире площадке по разделке предназначенных на слом судов — ледокол был выброшен на обсушку, и российская перегонная команда покинула его... В целом можно признать, что ледокол, изначально создававшийся как портовый, в процессе эксплуатации вышел далеко за рамки своего первоначального предназначения. Несмотря на ряд недостатков, в частности большой период качки, затрудняющий плавание и буксировку по открытой воде, ледоколы проекта 97, а также корабли и суда, построенные на их базе, вполне успешно справляются со своими задачами. Лучшим подтверждением их надёжности служит тот факт, что, несмотря на солидный возраст — 30 — 40 лет, часть из них до сих пор остаётся в строю. В феврале 2008 г. ЦНИИ МФ (г. Санкт-Петербург) провёл обследование и дал разрешение Регистру РФ на дальнейшую эксплуатацию четырёх ледоколов проекта 97А до 2017 г. «Морская коллекция» № 8'2009 «Юрий Лисянскии» в Кронштадте. Справа видна носовая часть однотипного «Ивана Крузенштерна» «Иван Крузенштерн» в Санкт-Петербурге, 20 октября 2008 г. Гидрографическое судно проекта 97Б «Владимир Кавраискии» |