Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В соответствии с 4-й программой замещения флота 1939 г. предполагалась постройка двух крейсеров — флагманов соединений разведывательных ПЛ. От этих крейсеров требовались: дальность плавания порядка 10 000 миль при скорости 18 уз., высокая оснащенность средствами связи и способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов. Вокруг этих требований и создавался проект "Oyodo". Корпус нового крейсера напоминал "Адапо" — гладкопалубный, с бульбо-образной носовой оконечностью, но по размерам был несколько крупнее. Кроме того, для улучшения мореходности носовую оконечность выполнили более полной, чем на предшествующих проектах крейсеров. Под базирование самолетов и мощной 45-м катапульты для их запуска отводилась вся кормовая оконечность, а артвооружение концентрировалось в носу. В качестве ГК использовали две трехорудийные 155-мм башни, высвободившиеся при перевооружении КР типа "МодатГ. Их дополняли четыре спаренные 100-мм/65 установки и спаренные 25-мм автоматы. Отличительной чертой проекта "Oyodo" стало отсутствие торпедного вооружения. Корабль предусматривалось оснастить шестью разведывательными гидросамолетами типа "14" ("Kawanishi" Е15К1). По замыслу японских адмиралов, они могли за счет своей скорости (ожидалось не менее 500 км/ч) свободно действовать даже в районах, где господство в воздухе Легкие крейсера типа Проектирование кораблей типа "Адапо" началось во второй половине 1930-х гг. для замены 5500-т стандартных крейсеров. Основным их назначением должна была стать разведка, поэтому от них в первую очередь требовалась высокая скорость хода, для достижения которой допускалось ослабление броневой защиты. Первоначально предполагалось вооружить новые корабли 155-мм орудиями в трехорудийных башнях, оставалось за противником. Поскольку новый самолет оказался почти на полтонны тяжелее своего предшественника Е13А1, для его запуска разработали специальную 45-м катапульту, позволявшую поднимать в воздух самолеты каждые 4 минуты. К сожалению для японцев, новый разведчик не оправдал надежд, которые на него возлагались. Он получился гораздо тихоходнее (468 км/ч), к тому же его производство было сопряжено с рядом трудностей, и после изготовления 15 машин программу свернули. Шесть из их числа попали в 1943 г. на крейсер, но очень быстро были сбиты. К работе над вторым запланированным к постройке кораблем так и не приступали. По программе 1942 г. предусматривалась закладка еще пяти единиц, однако и эти планы остались нереализованными. |