Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 6.3.1943 тяжело поврежден при стопкновении с кораблем-мишенью "Yakaze". 3.7.1944 потоплен в гавани атолла Трук амер. палубной авиацией. Р-38 (б. "УоггодГ) 25.11.1944 потоплен у о. Лусон амер. ПЛ "Atule". "Tsuga" потоплен 15.1.1945 в районе Пескадорских о-вов амер. палубной авиацией. Р-36 (б. "Fuji") 17.5.1945 тяжело поврежден в Сурабае англ. и амер. палубной авиацией; до конца войны ремонт не закончен. "Hasu" 16.1.1945 поврежден амер. авиацией; до конца войны ремонт не закончен. "Кип" уже после окончания войны погиб в результате подрыва на мине 8.10.1945 в порту Пусан (Корея). ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В межвоенный период японский флот пополнялся лодками трех основных классов — крейсерскими (.Аядол), эскадренными (Кз/оа/) и средними. Первые предназначались для ведения дальней разведки, вторые — для совместных действий с главными силами флота и патрулирования на торговых коммуникациях противника, третьи — для обороны метропопии. В соответствии с существовавшей в японском флоте классификацией, крейсерские и эскадренные лодки относились к 1-му, з средние — ко 2-му классу. В конце 1930-х гг. классы крейсерских и эскадренных лодок практически слились в один, после чего разделение больших японских ПЛ велось по составу вооружения: лодки "модели А" и "модели В" могли нести самопеты, а "модели С" имели усиленное торпедное вооружение, и часть из них несла сверхмалые подводные лодки. БОЛЬШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Подводные лодки типа Эеп-Токи — 3 + 3 единицы Надводное — 3530/5223 т. подводное — 6560 т; 116/120,1 (влУ122х12х7 м; 2 диз./2 ЭД, 7700V2400 л.с. 18.7/6.5 уз.. 30 000(16У60 (3) миль. Эк. 144 чел. 8 — 533-мм ТА (8 носовых — 20 торпед), 1 x1 — 140/40-мм, 3 х 3 и 1 х 1 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета. І-400, 1945 г. 1-400 (KNY. 18.1.1943/18.1.1944/12.1944 — затоплена в 1946), 1-401 (SDY, 26.4.1943/11.3.1944/1.1945 — затоплена в 1946), І-402 (SDY. 20.10.1943/ 5.9.1944/7.1945 — затоплена в 1946), 1-403 (KNY, 4.1943 — разобрана на стапеле). 1-404 (KNY. 8.11.1943/7.7.1944 — не достроена, погибла 28.7.1945) и /-405 (KDY. 27.9.1944 — разобрана на стапеле). Уникальные корабли, не имевшие аналогов во флотах других стран. Самые крупные подводные лодки доатомной эпохи. Своим появлением они обязаны замыслу главнокомандующего японского флота адмирала Ямамото нанести удар лодочными гидросамолетами по шлюзам Панамского канала. С этой целью был создан ударный гидросамопет А1сЬ; Мб "Эе^ап". Будучи гораздо крупнее существующих подочных гидросамопетов-разведчиков, он не помещайся в стандартные ангары, поэтому специально под эти машины было начато проектирование специализированных ПЛ ($ел-7оки). При работе над проектом использовался опыт создания лодок типа Кя-Ко-Така Ам. Первоначально предполагалось построить подводный корабль надводным водоизмещением 4550 т, несущий два гидросамолета, но впоследствии |