Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В период войны кораблём командовали: лейт. Д.Н. Вер-деревский (с 22.06 до 2.08), лейт. И.Н. Быков (до 14.11), лейт. А.М. Косинский (до 20.12). 32 «Морская коллекция» № 7'2009 Эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков» Построен в Германии на верфи Шихау, Эльбинг (1.01.1897, 1.01.1898,1.01.1899) для флота Китая под наименованием «Хай-Хуа». В июне 1900 г., после подавления Боксерского восстания в качестве трофея достался России. Прибыл в Порт-Артур в июне 1900 г. Временно назван «Таку». В январе 1901 г. переименован в «Лейтенант Бураков». К началу войны мог развивать 28 уз. Во время войны отремонтирован, модернизирован и перевооружён, получил 1х75/50-мм, 4х47/43-мм орудия и 1x381-мм ТА (со «Статного»). Выходы в море: 29 января, 2, 11/12, 14 и 20 февраля, 15, 20, 23 и 28/29 мая, 1 июня. Патрульная служба в проходе и на внешнем рейде: 19/20, 22/23 (Тахэ), 23 мая, 12/13 июня. Принял участие в бою 1 июня, 9/10 июля. Выходы в море: 9/10, 10, 11 (траление), 13 и 14 июня. Дважды прорывался в Инкоу с донесениями для командования (2 — 4 и 15 — 20 июня). Выходы в море: 8/9, 10 июля. В ночь на 11 июля торпедирован (2 погибших) минными катерами в бухте Тахэ. Утром 11 июля его отбуксировали на мелководье. Корпус был поставлен носом на мель, течение развернуло его и корма оказалась на камнях. При отливе корпус разломился. 17 июля дополнительно подорван экипажем. В период войны кораблём командовали: кап. 2 ранга СМ. Иванов 4-й (до 6.02), кап. 2 ранга A.A. Дмитриев 2-й (до 18.03), лейт. С.С. Долгобородов (до 10.07). Кроме вышеперечисленных кораблей в Порт-Артуре находились: Подводная лодка системы С.К. Джевецкого Доставлена в Порт-Артур на пароходе «Дагмар» в январе 1901 г. Получила два 356-мм решётчатых торпедных аппарата системы Шварцкопфа. Некоторое время обязанности командира исполнял лейтенант Б.П. Дудоров. Затоплена перед сдачей крепости в Западном бассейне. Подводная лодка системы Т. Губе («Губе-2») Доставлена в Порт-Артур, вероятно, на эскадренном броненосце «Цесаревич» в ноябре 1903 г. Некоторое время обязанности командира исполнял мичман Б.П. Дудоров. Затоплена перед сдачей крепости в Западном бассейне. Подводный минный заградитель «Портартурец» системы М.П. Налётова Построен в Порт-Артуре в 1904 г. Некоторое время обязанности командира исполнял мичман Б.А. Вилькицкий. Затоплен перед сдачей крепости в Западном бассейне. Плавучий госпиталь РОКК «Монголия» Построен для пароходства КВЖД. Мобилизован в феврале 1904 г., переоборудован в плавгоспиталь РОКК (на 350 коек, медперсонал 76 человек). Принимал участие в выходе эскадры 28 июля. После капитуляции крепости участвовал в эвакуации раненых из Порт-Артура. Плавучий госпиталь РОКК «Казань» Построен для Доброфлота на верфи «Уигхэм Ричардсон энд Ко», Ньюкасл, Великобритания. Мобилизован в феврале 1904 г., переоборудован в плавгоспиталь РОКК (на 300 коек, медперсонал 68 человек). 18 октября 1904 г. потоплен огнём осадной артиллерии. Портовое судно «Силач» Затоплен перед сдачей крепости в проходе. Транспорт Морского ведомства «Ермак» Затоплен перед сдачей крепости в Западном бассейне. Транспорт Инженерного ведомства «Богатырь» Летом 1904 г. переоборудован для постановки минных заграждений. Выходы на минные постановки: 7.06 (поставил с плотика 30 мин), 22.06 (20 мин), 19.07 (20 мин). Затоплен перед сдачей крепости в Западном бассейне. Портовые буксиры: «Ординарец», «Сильный», «Дельный», «Ретивый», «Рассыльный», «Курьер». Портовые буксирные катера: «Квантун», «Орел», «Работник», «Помощник», «Прилежный». Паровые шаланды землечерпательного каравана: №4,12, 12-бис, 14, 15, 16, 22, 23, 24, 25. Паровые портовые баркасы: №1, 2, 3, 4, 5, 6. Индекс 73474 |