Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. А.С. Павлов ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ проекта 56 Якутск 1999 Когда я начал собирать материалы об одних из известнейших кораблей 50-х годов • — эсминцах проекта 56, то считал, что по ним у всех всё есть. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что там, где должны быть завалы информации, зияет пустота. Ничего, как будто и не было напряженной службы, многочисленных походов, учений, деловых заходов, словно исчезли тысячи моряков, служивших на этих кораблях... На снимках названий, как правило, нет — просто некая безликая куча железа с пушками. Поневоле вспомнишь заграницу, где каждый кораблик обсосан со всех сторон и так подан, что возникает уважение и интерес к нему. Пришлось все бросать и вплотную заниматься «пятьдесят шестыми». Вообще-то такая ситуация с нашей стороны объясняется тем, что тогда шло противостояние держав, фотографировать, тем более, болтать о службе было нельзя. В «Морском сборнике», к примеру, первое фото .эсминца проекта 56 появилось лишь в майском номере за 1966 " год. Но ведь в НАТО и в те времена о своих кораблях писали много и интересно, «Джен» даже в годы войн давал состав своего флота, не боясь «выдать» военную тайну, а по нашим сейчас приходится элементарные сведения и вполне достойные исторические события восстанавливать по [крупицам, выискивать ветеранов для того, чтобы они хоть что-то вспомнили. При таком умолчании может сложиться впечатление, что в те годы никаких событий у нашего ВМФ и не было: почитайте официальный фундаментальный труд «Боевой путь Советского ВМФ», изданный в 1988 году — там сказано о создании эсминцев тина «Вдохновенный»(?) и что лишь один «Настойчивый» ходил в дальние походы... В доперестроечной прессе вовсе одна политработа, а корабли постольку поскольку. Пришлось ехать во Владивосток, где в бухте Труда лежали останки пяти эсминцев, ползать по накренившимся палубам, выжженным изнутри и проржавевшим надстройкам, идентифицируя корабли. Дело это, надо сказать, опасное, я сорвался-таки в воду (счастье, что не в трюм), по иронии случая, с «Неудержимого». Пришлось также искать следы этих кораблей в Северо-морске, у Питерских коллекционеров, в Северном ПКБ, отправлять объявление о поиске материалов в «Красную звез- ду», во флотские газеты, писать коллекционерам — любителям в города СНГ. Я понимаю, это малоинтересно и к делу не относится. Но пусть это будет упреком нашему ВМФ. который запрятат (и искать не хочет) свою историю, обокрав и своих моряков, и любителей, которые сегодня куда с большим интересом читают о «Бисмарке», «Ямато» и «Миссури». Замалчивание привело к тому, что к истории советского ВМФ пропадает и интерес, и уважение — не зря иногда в вопросах сквозит подтекст — кому это все будет нужно? |