Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Все линкоры типа "Nassau" получили, чего до них никогда не было, специальный адмиральский мостик. Ради такелажа на "Nassau", как и на "Blücher", окончательно отказались от боевых мачт с постами управления огнем на марсах. Вместо этого в немецком флоте предполагали введение решетчатых мачт по американскому образцу. Тогда, слава богу, на это не решились. Решетчатые мачты имели крупные недостатки: представляли собой большую мишень, имели сильные колебания и их трудно было содержать в исправности. Причем они не использовались, поскольку управление огнем производилось из боевой рубки, расположенной так же на высоте мостика. В английском флоте, напротив, предпочитали высокорасположенный пункт управления артиллерией и выбрали для этого верхнюю часть треногой мачты, имея взамен небольшие искажения от задымления дымовой трубы и собственных выстрелов и увеличение предела дальности в бою на дальних дистанциях. Это не было нововведением, поскольку уже было введено на первом британском броненосце с бронированными башнями "Captain" (1867 г.), чтобы при стрельбе избежать помех от многочисленных вантов. На "Dreadnought" и ряде следующих английских линкоров фок-мачта стояла неудачно - позади передней трубы, дым от которой сильно окутывал марс. На линкорах типа "Nassau" первоначально проектировалось такое же положение фок-мачты, что было признано нецелесообразным, поскольку она не несла поста управления. Окончательно было решено расположить мачту вплотную к трубе впереди нее. Длинные наклонные раскосы радиоантенн, которые впервые были введены на "Nassau" и "Westfalen", вновь нашли свое применение при постройке линкоров типа "Bismarck". СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ (Карьеры кораблей приведено по немецким источникам, поэтому есть некоторые расхождения с русской версией при описании боевых действий на Балтике). ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "NASSAU" стал головным в серии кораблей, имевшей во многих отношениях решающее, и даже историко-политическое значение. С ними нельзя сравнивать даже столь известные и нашумевшие в истории военного флота "карманные линкоры" типа 'Deutschland". И дело здесь не столько относится к военной точке зрения (это были первые в Германии дредноуты) - появление этих кораблей означало, что Кайзеровская Германия приняла брошенный Великобританией с постройкой "Дредноута" вызов в вопросе господства на море. Тем не менее, в вопросе о политическом значении этих кораблей до сих пор встречаются сильно расходящиеся мнения (Tirpitz 'Erinnerungen" и 'Dokumente", Berghhahn 'Der Tirpitz-Plan", Salewski 'Tirpitz" (новая редакция, 1980 г.). В качестве бесспорного факта можно привести немецкую точку зрения для оценки всей проблемы. Тогдашний британский 1-й морской лорд адмирал Сэр Джон Фишер полагал, что в результате роста размеров и водоизмещения линкоров и броненосных крейсеров можно будет установить окончательное превосходство по отношению как к Германской империи, так и к другим морским державам. Тирпиц был вынужден "вступить в игру", то есть пересмотреть свой первоначальный план строительства флота. Но его надежды "истощить" Великобританию гонкой морских вооружений не оправдались. Но, несмотря на это, нельзя отрицать, что момент для перевооружения флота Германия выбрала вполне подходящий, ибо второй ''рычаг" антигерманской коалиции Россия в результате поражения в русско-японской войне на долгое время не могла рассматриваться как морской соперник. |