Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. ях мореходная канонерская лодка "Цзян-Хен" ошибочно классифицируется как "вспомогательный крейсер", "речной крейсер", "речной монитор" или "речной сторожевой корабль". Водоизмещение ............................... 550 т. Длина ...................................... 64 (54,9) м. Ширина ............................................ 8,5 м. Осадка ............................................. 2,1 м. Паровая машина тройного расширения и 2 паровых котла; 2 дымовые трубы Мощность механизмов .................. 950 л.с. 2 гребных винта. Запас топлива.................................. 113 т. Скорость максимальная ................. 13,5 уз. экономическая ........................... 10,0 уз. Вооружение:' 1 120-мм.орудие; 1 88-мм.полевое орудие; 4 52-мм.автоматических орудия; 3 пулемета; 2 87-мм.бомбомета Экипаж ......................................... 123 чел. Речная канонерская лодка "Ли-Суй" Заложена в 1903 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной верфи фирмы "ЭсЫсЬаи" в Эльбинге (Германия) как речная канонерская лодка "В" ("Б") (строительный номер "711"). Спущена на воду 26 августа 1903 года, затем разобрана и морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена на воду. 28 мая 1904 года вступила в строй под именем "Фатердланд" ("Отчизна"). В дальнейшем корабль использовался в качестве немецкого стационера на Янцзы в столице Китая Нанкине. 18 августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно продана военным флотом частному немецкому судовладельцу и переименована им в "Ландесфатер". 20 марта 1917 года, после объявле- 2 1 97 (14) і КОРАБЛИ И СУДА КИТАЙСКОЙ СУНГАРИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ ния китайским правительством войны Германии конфискована им. В том же году лодка прошла капитальный ремонт, после которого вошла в состав китайского военного флота как речная канонерская лодка "Ли Суй". В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской ркчной флотилии. 11 октября 1929 года в бою с советским монитором "Свердлов" в Лахасусу (Тунцзяне) получила тяжелые повреждения и через восемь дней затоплена своим экипажем в качестве брандера на реке Сунгари в районе Фанцзятцня (Анцзитуня), в 5 км. ниже Фугдина (Фуцзиня). В течение 1930-1931 годов поднята китайцами. Не восстанавливалась и в таком состоянии захвачена японцами, которые передали лодку манчжурам. В 1933 году прошла восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы "Kawasaki" в Харбине (Манчжу-Ди-Го). После ремонта зачислена в состав Императорского военного флота Манчжу-Ди-Го - вновь как канонерская лодка "Ли Суй" (одновременно носила японское название "Рисуй". К 1941 году переклассифицирована в учебное судно. 16 августа 1945 года оставлена своим экипажем в Харбине и взята под охрану русским отрядом Штаба обороны Харбина. В течение 22-26 августа передана силам советской Краснознаменной |