Морской таможенной надзор и береговая служба (1893 - 1917 гг.)

 В. Боярский,

Г. Карпов, 

А. Молотков,

  А. Плеханов, 

  А. Плеханов.

К началу 90-х гг. XIX в. пограничная стража Российской империи практически завершила переход на положение военной организации, выполнявшей специальные задачи по несению службы на государственной границе. Итогом этого процесса, занявшего почти семьдесят лет. стало утверждение Александром III решения о выделении из Департамента таможенных сборов Отдельного корпуса пограничной стражи с его подчинением министру финансов, который считался шефом ОКПС. На должность командира ОКПС назначался офицер в звании не ниже генерал - лейтенанта.

В 1899 г. было завершено переустройство и местного управления погранстражей. Образовывалось 7 округов, штабы которых приравнивались к армейским дивизионным штабам. Все бригады и отделения стражи, расположенные в пределах округа, подчинялись окружному начальнику, который, в свою очередь, подчинялся командиру корпуса.

В 189(1 г. штаб корпуса состоял из 4 - х отделений и нескольких частей. Одной из частей стала морская, которая с 1911 г. была подчинена непосредственно помощнику командира корпуса.

Со времени создания ОКПС морской надзор осуществлялся на паровых шхунах "Страж" и "Часовой", паровых баркасах "Лебедь ", "Ласточка", "Нырок" и "Гагара". В 1894 г. в его состав были переданы из Измаильской таможни пароход "Измаил" и паровые катера "Вильково"и "Дунай". В 1896 г. корпус усилился крейсером "Орел" и тремя паровыми баркасами.

С самого начала существования ОКПС Балтийская таможенная крейсерская флотилия подчинялась его управлению на тех же основаниях, на которых она подчинялась Департаменту таможенных сборов. До 1897 г. она представляла собою часть, состоявшую из управления флотилией и 6 паровых судов. Суда флотилии числились в списке судов военного флота. Весь ее личный состав, за исключением вольнонаемных, комплектовался из чинов Морского ведомства. Двойная подчиненность создавала трудности в решении задач пограннадзора и борьбы с контрабандой. Поэтому в 1897 г. Балтийская таможенная крейсерская флотилия и органы управления ею были упразднены. Входившие в состав флотилии суда исключались из списка военного флота и передавались Министерству финансов. Была образована флотилия ОКПС, для управления которой при штабе корпуса создана особая морская часть. Суда флотилии распределялись между бригадами и подчинялись их командирам.

Командиры судов (шкиперы) и их помощники назначались из отставных офицеров флота, приглашенных по вольному найму. Позднее разрешено было на эти должности назначать не только вольнонаемных шкиперов, но и офицеров погранстражи, имевших специальное морское образование. Кроме того, на каждом паровом судне находилось по одному офицеру погранстражи, ответственному за пограничный надзор. Судовые команды комплектовались из нижних чинов ОКПС. Правда, определялось, что в случае военных действий суда флотилии ОКПС поступают в распоряжение Морского ведомства.

В 1897г. был установлен морской надзор за восточным побережьем Каспийского моря. Для этого один из балтийских крейсеров "Часовой" по волжской системе переводится в Астрахань. В этом же году для связи всех пограничных кораблей с береговыми постами утверждается система сигнализации: мачты, семафоры, флаги, фонари.

К началу XX в. морские пограничные силы включали в свой состав корабли, находившиеся на Белом, Балтийском, Черном, Каспийском морях и на пограничных реках в европейской части России. В состав флотилии ОКПС входили суда: на Балтийском море - крейсерская яхта "Роксана", крейсера "Беркут" и "Кондор", "Абрек", "Орел", "Ястреб", "Страж", яхта "Кобчик"; на Белом море - гребные суда, 3 моторных катера; на Черном море - крейсера "Коршун", "Ворон"; на Каспийском море - крейсер "Часовой" и яхта "Кречет".

При несении крейсерской службы от моряков - пограничников требовались выдержка, инициатива, взаимовыручка, нередко им приходилось действовать в критических ситуациях.

Ярким примером товарищеской взаимовыручки могут служить действия экипажа пограничного корабля "Абрек". 3 ноября 1909 г. во время сильного шторма был сорван и выброшен на прибрежную отмель стоявший в аванпорте порта Императора Александра III эскадренный миноносец "Забайкалец". Узнав об этом, командир пограничного корабля "Абрек" капитан 2 ранга Балк из Либавы по своей инициативе поспешил на помощь к пострадавшему судну. Усилиями моряков - пограничников миноносец был снят с мели и отведен на глубокую воду. За быстрые и умелые действия всему личному составу приказом шефа пограничной стражи была объявлена благодарность.

Задачи охраны морских границ Российской империи усложнились в связи с решением правительства от 1 января 1910 г. о расширении морской таможенной полосы с 3 до 12 морских миль. В связи с этим на суда флотилии ОКПС были возложены обязанности:" ...не допускать прихода кораблей и привоза товаров в такие места, где это недозволенно законом или особым распоряжением высшего таможенного начальства; наблюдать за судами, лавирующими или стоящими на якоре, как в таможенной полосе, так и вне оной, а равно не допускать мореходные суда свозить товары и людей на берег, или на другие суда, преимущественно на рыбацкие суда, а также принимать на борт что-либо, кроме лоцманов; задерживать суда, замеченные в пределах морской таможенной полосы в нарушении таможенных постановлений и доставлять оные в таможенные учреждения и другие".

Специфичность задач, стоявших перед морскими пограничниками, требовала разработки небольших скоростных судов, оснащенных удобным для использования на море артиллерийским вооружением. По опыту служебно-боевой деятельности на барказах типа "Ласточка" 87 - мм орудия были заменены 44-мм пушками Энгстрема, имевшими унитарный выстрел.

К лету 1914 г. в состав флотилии ОКПС входило 12 крейсеров, 42 моторных и паровых катера, 567 шлюпок, на которых в составе экипажей насчитывалось 730 человек. Однако с началом первой мировой войны большинство судов ОКПС было передано ВМФ. Так, в распоряжение начальника морской охраны побережья Ботнического залива поступили ранее принадлежащие 1 - й пограничной Петроградской бригаде моторные суда "Бридж", "Ораниенбаум", "Дюна" и "Фонданго".

Боевых кораблей на севере не осталось. Для крейсирования туда ежегодно с Балтики направлялось небольшое судно "Бакан", имевшее всего лишь 4 орудия. Затем еще 14 судов, выполнявших до этого функции сторожевых, посыльных кораблей и тральщиков, также были вооружены и составили специальный отряд для обороны Кольского полуострова. И только летом 1916 г. приказом по Морскому ведомству для защиты морских коммуникаций на севере была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. В ее состав вошли отряд судов обороны Кольского залива, отряд судов охраны водного района Архангельского порта и суда службы связи.

Расформирование морских пограничных сил отрицательно сказалось на положении дел на морских границах государства. Поэтому в январе 1917 г. Морской генеральный штаб предложил утвердить новую систему погранохраны Беломорского и Мурманского районов. Эти предложения были утверждены морским министром генерал - адъютантом Григоровичем. Однако последующие революционные события не позволили претворить планы в жизнь.

После создания ОКПС пограничный надзор по берегу Балтийского моря от границы Германии до м. Домеснега и по западным, обращенным к морю берегам островов Эзеля и Даго, осуществляли Рижская (631 человек на 714 верст) и Аренсбургская (410 человек на 817 верст) бригады. В 1897 г. 6 судов крейсировали на дистанции до 3000 верст (по 500 на каждое судно). Балтийское побережье и прилегающие к нему острова на протяжении 2897 верст охраняли 1 - й и 2 - й округа ОКПС (Рижская, Горждинская, Ревельская и Аренсбургская бригады). Берега моря здесь были мелководны и каменисты, во многих местах доступны для приставания мелких судов и лодок, большие же суда могли заходить лишь в устья рек. Контрабанда шла из Пруссии и Финляндии.

Во время первой мировой войны большой размах приняла военная контрабанда: на финские острова перевозили целые табуны лошадей, которых продавали немцам. Зимой 1916 г. был пресечен ряд попыток перехода в Швецию финской молодежи в район Кваркена. Был даже случай, когда пятеро военнопленных на захваченной моторной лодке скрылись за границу.

Еще в начале XX в. на балтийском побережье велось тщательное наблюдение за рыбачьими лодками, которые все были приписаны к причалам, охранявшимся часовыми. Каждый рыбак при выходе в море обязан был предъявить пограничнику ярлык на право выхода в море, выданный командиром отряда. Наиболее благонадежные жители получали такое право на все время навигации.

В пунктах, где не было таможенных учреждений, под наблюдением чинов ОКПС находились выгрузка и погрузка судов.

Пограничный и таможенный надзор на побережье был более действенным. А на море многие суда нуждались в замене новыми, способными выходить в море в любую погоду. От судов со слабыми машинами контрабандисты смело уходили на своих парусниках даже в шторм. Современным требованиям соответствовали только крейсера "Роксана", "Беркут" и "Орел".

Вопрос об устройстве постоянного крейсирования вдоль берегов по Черному морю оставался открытым до 1900 г. Но, ввиду более удобного сообщения между постами, они стали снабжаться лодками.

Берега Черного моря и Керченского пролива были очень удобны для укрытия контрабандистов, но чаще всего тайно привозили товары пассажиры пароходов общества "Олег" и мелких судов, приходивших из-за границы и останавливающихся у пристаней, контрабандой занимались и матросы Военно - морского флота.

Побережье Черного моря охраняли пограничные бригады 5 и 6 - го пограничных округов. Их начальники не раз ставили вопрос о необходимости иметь паровые катера для наблюдения за прибрежным пространством, потому что охрана при помощи одних парусных лодок не достигла цели.

И после создания флотилии на Черном море всегда ощущалась нехватка кораблей для крейсирования вдоль побережья. Значительное внимание обращалось на охрану на берегу моря имения Николая II "Ливадия". Там размещался Ливадийский пост Ялтинского отряда 24 - й Крымской бригады, который значительно усиливался. 8 постов погранстражи охраняли не только "Ливадию", но и "Ореанду".

С перенесением в 1897 г. расположенных на линии Закаспийской железной дороги внутренних постов пограничной стражи на кордонную линию по реке Атрек появилась необходимость установления морского пограничного надзора вдоль восточного побережья Каспийского моря, остававшегося открытым для проникновения контрабандных товаров из Персии, тем более, что приморская береговая линия была доступна для морских судов и лодок. Морская граница от Красноводска до поста Гасан - Кули охранялась частями 7 - го округа ОКПС: 6 морскими постами на дистанции 367,5 версты. Для несения крейсерской службы по распоряжению шефа ОКПС С. Витте с Балтики был переведен крейсер "Часовой" к тем 4 парусным палубным и полупалубным ботам, которые имелись там. Начальник округа настаивал на том, чтобы увеличить число постов, чтобы они стояли на расстоянии не далее 10 верст друг от друга и добавить в бригады 3-4 паровых быстроходных катера и один быстроходный пароход "для охраны наиболее доступного побережья и вообще для надзора за всей площадью Каспийского моря до Астрахани включительно".

В 1893-1917 гг. произошли некоторые изменения и в организации охраны государственной границы на реках. На западном участке по Неману и Висле были созданы посты, оснащенные лодками. Измаильская бригада ОКПС, дислоцировавшаяся на Дунае, была оснащена пароходами и паровыми катерами.

Значительно усилилась охрана границы с Китаем, проходившая по рекам. Для ее охраны на Амуре и Уссури и оз. Ханка были введены пароходы "Казак Уссурийский", "Атаман" и "Дохор", а также баржи.

Из этих плавсредств в 1897 г. была сформирована Амурско - Уссурийская казачья флотилия. На суда флотилии возлагалось наблюдение за пограничной линией, а также перевозка станичной почты и грузов. Личный состав флотилии комплектовался из строевых казаков, знавших речное дело, а командиры пароходов, машинисты и их помощники принимались по вольному найму. Вольнонаемному командиру судна была представлена власть командира отдельной казачьей сотни. Его форма одежды соответствовала капитанам пароходных обществ, но с заменой белого канта на фуражке желтым по цвету прикладного сукна приамурских казачьих войск. Черные флотские погоны на бушлатах и фуражки у личного состава также имели желтые канты, на ленточках надпись -"Амуро - Уссурийская казачья флотилия". Старшему командиру флотилии присваивался особый брейд - вымпел с косицами цветов русского национального флага. Первым старшим командиром флотилии стал капитан "Атамана" Д. Лухманов.

Говорить о боевом значении флотилии не приходится, так как ее суда не имели ни артиллерийского, ни пулеметного оружия. Однако плавание с военной командой производило необходимое психологическое воздействие на ту часть населения сопредельной стороны, которая занималась нарушением установленного порядка в пограничной полосе.

В 1900 г. была сформирована временная Амурская военная флотилия для охраны торговых судов, а также для перевозки военных грузов и войск, участвовавших в подавлении восстания в Северном Китае. В 1903 г. решением Военного министерства Амурская военная флотилия перенацеливается на защиту пограничной линии, проходившей по Амуру. В 1904-1905 гг. несколько барж были приспособлены под плавучие батареи и расположены в ряде стратегических пунктов на Амуре. В 1907-1909 гг. туда было направлено 18 канонерских лодок. В конце ноября 1908 г. Все военные суда, находившиеся в подчинении Сибирской военной флотилии, сводились в Амурскую военную флотилию под командованием капитана 1 ранга А. Кононова.

Таким образом, после создания Отдельного корпуса пограничной стражи было продолжено совершенствование пограничного надзора на побережье и морского таможенного - на море.

Пограничная крейсерская флотилия была создана на Балтийском море. Она пополнилась новыми судами с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

Особенностью развития пограничной стражи в эти годы было создание крейсерских флотилий (дополнительно к Балтийской) на Черном и Каспийском морях при условии их обязательного переподчинения в случае войны командованию ВМФ. Улучшилась охрана границ, проходивших по рекам и озерам.

При организации охраны морского и речного участков осуществлялся маневр силами и средствами в зависимости от складывавшейся обстановки, географических и климатических условий; постоянно велся поиск новых форм и методов, обобщался лучший опыт, и на основе его создавались новые инструкции и наставления. Еще более согласованным стало взаимодействие бригад ОКПС с частями военного и морского министерств. После проведения реформ таможенной стражи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается становление пограничного таможенного надзора на море, однако многие участки таможенной полосы на море оставались неприкрытыми в таможенном и военном отношениях вплоть до 1917г.

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 


Крейсер "Часовой". Построен в 1874 г.

Крейсер "Ворон". Построен в 1900 г.

Крейсерская яхта "Роксана".

Крейсер "Кондор". Построен в 1904 г.

Нагрудной знак морской охраны.

 

 
Хостинг от uCoz