Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Начало Великой Отечественной войны застало лидеры в составе Тихоокеанского флота. Но, так как уже первые месяцы боевых действий показали слабость эскортных сил Северного флота,, для защиты северных коммуникаций Верховное командование приняло решение перевести с Тихого океана на Север по Северному морскому пути бригаду эсминцев вместе с лидером "баку". Подготовку кораблей к переходу должен был выполнить "Дальзавод". Ответственным по инженерной части за переход был назначен ленинградский кораблестроитель Андрей Иванович Дубровин. В распоряжении инженеров имелся некоторый опыт переходов кораблей с легкой обшивкой корпуса через полярные льды Ледовитого океана - поход эсминцев "Сталин" и "Войков" в 1936 году с Балтики на Тихий океан, а также переходы гражданских судов. Но несмотря на это задача перед инженерами стояла нелегкая. Конструкторские проработки по укреплению корпуса необходимо было проверить опытной эксплуатацией в натуральных условиях.

В декабре 1941 года на "Дальзавод" прибыл Дубровин, предложивший выполнить опытные работы по подкреплению корпуса на эсминце "Ретивый". Корпус эсминца был "одет" в так называемую "шубу" - по бортам корабля на 1,3 метра ниже ватерлинии и 0,6 метра выше были укреплены деревянные щиты толщиной 150 мм., обшитые 2-мм.листовой сталью. !*••••.•■ *

; • Зима 1941/1942 года на всей территории СССР выдалась неслыханно суровой. В конце февраля "Ретивый" в опытной "шубе" успешно прошел испытания в ледовых условиях.

Автор этой статьи, будучи студентом кораблестроительного факультета Политехнического института, в то время проходил производственную практику в корпусном цехе "Дальзавода" и был очевидцем напряженной работы коллектива по выполнению важного и срочного правительственного задания. Ледовые "шубы" устроили на лидере "Баку" и эсминцах "Разъяренный", также построенном заводом, и "Разумный".

Переход кораблей начался 15 июля 1942 года. В этот день корабли "экспедиции специального назначения" (ЭОН-18) покинули Владивосток. Командовал отрядом командир дивизиона эсминцев капитан 1-го ранга В.Н.Обухов. Обязанности инженера экспедиции выполнял А.И.Дубровин. Кораблям предстоял тяжелый путь протяжением 7360 миль в суровых полярных условиях. Переход продлился три месяца - 14 октября 1942 года корабли прибыли в Ваенгу и вошли в состав сформированной бригады эсминцев.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz