Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Что касается «Лембита», то он имел указание после постановки продолжить дей-

22

«Морская коллекция» № 10'2008

«Лембитовцы» после возвращения из сентябрьского похода в первом отсеке подлодки. Крайний справа — инженер-механик подлодки С.А. Моисеев, 1942 г.

-4 Зенитная пушка «Лембита» готовится к открытию огня

ствия в торпедном варианте, но, поскольку с базы сообщили, что тральщики будут ждать субмарину в точке встречи утром 21-го, времени на это уже не оставалось. Лишь ценой продолжительных переходов в надводном положении в светлое время суток Полещуку удалось успеть в назначенное место и вместе с «Калевом» прибыть в Таллин.

Вновь корабль вышел в море 28 августа — на этот раз в составе отряда главных сил КБФ, прорывавшегося из эстонской столицы в Кронштадт. Несмотря на все испытания экипаж держался мужественно, подлодка сохранила свое место в строю и днем 29-го прибыла в пункт назначения. Здесь она встала в ремонт, проводившийся в доке Сургина Морским заводом.

Одновременно произошла смена командования — с 30 августа В.А. Полещук стал командиром дивизиона вместо погибшего Аверочкина, а бывший до того старпомом ст. лейтенант Алексей Михайлович Матиясевич — командиром подлодки. Он родился в 1905 г. и после окончания школы посвятил себя службе в торговом флоте, где дослужился до помощника капитана. Ходил по Северному морскому пути, за участие в проводке в 1936 г. на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков» был награжден орденом «Знак Почета». В конце 1940-го Матиясевича призвали в ряды ВМФ и сразу же направили в Учебный отряд подводного плавания, в класс подготовки командиров подводных лодок. Алексей Михайлович, уже обладавший опытом морской службы, сумел быстро освоить военные премудрости.

Длившийся большую часть сентября ремонт пришлось прервать 23-го, когда в результате крупного налета немецкой авиации был тяжело поврежден стоявший

невдалеке от подлодки линкор «Марат». С этого момента субмарина заняла место на внешнем рейде близ Толбухина маяка, днем отлеживаясь на грунте. В ночь на 6 октября, в финале отражения штурма Ленинграда, «Лембит» перевели на стоянку у набережной Невы и включили в систему сухопутной обороны города. Вскоре положение на сухопутном фронте стабилизировалось, и субмарина вернулась в Кронштадт, откуда 19-го вышла на дозорную позицию в Нарвскую бухту — наше командование все еще продолжало опасаться прорыва кораблей Кригсмарине к Ленинграду. Единственный обнаруженный за время похода транспорт шел по мелководью, что лишило командира возможности выйти в атаку. Впрочем, даже сам факт обнаружения каботажника носил, скорее всего, случайный характер — немцы не располагали в то время в Финском заливе сколько-нибудь значимой корабельной группировкой и даже не пытались осуществлять перевозки восточнее Таллина. Несмотря на отсутствие серьезных оснований к развертыванию подлодок в восточной части залива, командование КБФ продолжало посылать туда корабли почти вплоть до самого окончания кампании 1941 г.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz