Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Одним из наиболее ярких примеров нерационального использования наличных сил и средств стало направление «Лем-бита» для осуществления минной постановки в проливе Бьеркезунд (Койвосунд). Во-первых, корабль направлялся в сложный для плавания мелководный район, где к тому же уже имелись наши минные поля, выставленные со сторожевых катеров. Во-вторых, вышеупомянутые катера могли прекрасно справиться и с этой задачей, поскольку место постановки находилось в пределах их радиуса действия.

В-третьих, при выполнении задания субмарина расходовала последние мины, вывезенные из Таллина, и с этого момента превращалась в обычную торпедную лодку. Таким образом, причина для расходования последних мин, тем более в районе досягаемости катеров, должна была быть серьезной, но фактически она отсутствовала. Экипаж «Лембита» 5 ноября безукоризненно выполнил поставленную задачу, даже несмотря на отсутствие старшин-эстонцев (в сентябре их передали в распоряжение ГРУ РККА), но это не привело ни к каким успехам. Минное поле разрядилось естественным порядком, так и не будучи обнаруженным противником. Что же касается финских кораблей, якобы погибших на нем, то они стали жертвами либо навигационных аварий (минный заградитель «Пауку»), либо катерных мин (посыльный корабль «Порккала», повреждение катера-тральщика «Куха-3»).

Несмотря на отсутствие реальных успехов (впрочем, об этом стало известно только после войны), командование КБФ занесло на счет «Лембита» два уничтоженных вражеских транспорта. Последовало решение наградить A.M. Матиясевича орденом Красной Звезды.

Сразу после похода корабль встал в углубленный текущий ремонт на заводе «Судо-мех». Осуществить его в условиях начавшейся блокады города оказалось весьма непросто — цехи завода почти опустели, в них не было ни отопления, ни электричества. Резко усилившиеся холода вскоре поставили под угрозу и саму подлодку, точнее ее механизмы, вымораживание которых могло привести к серьезным поломкам. Поскольку завод практически не подавал на корабль пара, уже в течение декабря в 1-м, 5-м отсеках, а затем и в центральном посту

«Морская коллекция» № 10'2008

23

пришлось установить печи-буржуйки, трубы которых были выведены в люки отсеков и шахту подачи артснарядов. Так субмарина стала трехтрубной! В конечном итоге, механизмы удалось сохранить, а ремонт выполнить в основном силами личного состава. При этом минные шахты оборудовали под прием топлива, а одну из цистерн малого объема — под пресную воду, что увеличило расчетную автономность субмарины с 15 до 22 суток.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz