Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Торпедный аппарат 39-Ю одного из эсминцев Северного флота («Грозного» или «Сокрушительного»), 1942 г.

6 «Морская коллекция» № 2'96

Щиты 130-мм орудий Б-13

А — веех «семерок» ленинградской постройки и первых дальневосточной сборки ('Решительного» 1-го, 'Резвого», 'Расторопного»). Б — 1-го и 4-го орудий 'семерок» николаевской постройки, а также модернизированных 'Гремящего», 'Громкого», 'Грозного», 'Сокрушительного», 'Рьвиого», 'Резвого», 'Расторопного», 'Грозащего» (только у первого орудия). В — 1-го и 4-го орудий тихоокеанских эсминцев второй серии ('Разящего», 'Разумного», 'Разъяренного; 'Ревностного» и др.). Г — 1-го и 4-го орудий 'Бодрого» после модернизации.

Фото из коллекции автора

Еще на уровне эскизного проекта прорабатывались две схемы ГЭУ — линейной и эшелонной, соответственно с тремя и четырьмя котлами. Выбрали первую — она была легче.

В окончательном варианте главная энергетика эсминца проекта 7 включала в себя две трехкорпусные турбины Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24, расположенные в двух турбинных отделениях. Пар вырабатывали три котла треугольного типа с симметричным расположением пароперегревателей, также размещенные в отдельных отсеках. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 — 83 т/ч, поскольку в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9 (поверхность нагрева 1077 м2 вместо 1264 м2). Параметры пара: давление 2665 кг/см2, температура 340-360° С.

Любопытно размещение топливных цистерн. Необходимость экономии веса и объема вынудила конструкторов для хранения мазута использовать не только специальные танки, но и междудонное пространство. Отсюда и весьма странное двухкратное превышение так называемого «наибольшего» запаса топлива (518,8 т) над «полным» (252 т)*. И это всего лишь при 126-тонном «нор-

* Приведенные цифры относятся к эсминцу «Рьяный», 1945 г.

мальном» запасе! Но и при таком решении дальность плавания «семерок» оставалась недостаточной. Нередко приходилось импровизировать. Так, «Беспощадный» во время своих походов к румынским берегам в декабре 1942 года брал дополнительные 85— 90 т топлива в 7-й артиллерийский погреб и носовой дифферентный отсек. Правда, в январе 1943 года специальным указанием командование ЧФ запретило грузить топливо в погреба боезапаса, допуская прием лишь 20 т мазута в носовую балластную цистерну.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz