Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Проектная мощность эсминца проекта 7 в большинстве публикаций указывается в 48 000 л.с. «с возможностью форсировки до 54 000 л.с». В действительности это не так: никакой форсировки турбин не предусматривалось. Ясность в этот вопрос внес известный

Прибор управления торпедной стрельбой эсминца "Разумный».

кораблестроитель, один из создателей энергетической установки «семерки» В.В.Смирнов, с которым в свое время довелось встречаться автору. Дело в том, что проектировщиками механизмов был взят на вооружение опыт ряда иностранных фирм, которые в документах умышленно занижали мощность своих кораблей и затем получали премии за превышение мощности и скорости по сравнению с проектной (так, в частности, было с лидером «Ташкент»). Правда, в отличие от итальянцев у советских конструкторов главным стимулом подобного «маскарада» являлись не премии, а стопроцентная вероятность оказаться в лагерях НКВД в случае, если проектная мощность по

Эсминец «Гремящий» по состоянию на лето 1942 г.

каким-либо причинам не будет достигнута. Поэтому ГТЗА, изначально рассчитанные на мощность 27 000 л.с, по инициативе начальника отдела ЦКБ-17 Б.С.Фрумкина спешно пересчитали упрощенным методом на 24 000 л.с, и в итоге в проектную документацию попало значение в 48 000 л.с. которая была названа «мощностью полного хода». Мощность в 54 000 л.с. значилась сначала «перегрузочной», затем «максимальной» и, наконец, «мощностью при

«Морская коллекция» № 2'96

7

форсировке». Разобраться в этой путанице без помощи В.В.Смирнова, лично выполнявшего расчеты ГТЗА, было почти невозможно.

Впрочем, перестраховка оказалась, пожалуй, совсем не лишней. На испытаниях головной эсминец «Гневный» развил мощность 50 500 л.с. и кратковременно — 53 100 л.с; скорость соответственно составила 38,33 и 39,37 узла. Хотя проектная скорость (38 уз.) и была превышена, мощность не достигла расчетной. Ниже проектной (3000 миль) оказалась и дальность плавания — 2640 миль экономическим ходом (19,83 уз.).

Разумеется, фактическая эксплуатационная скорость кораблей заметно отличалась и от проектной, и от достигнутой на испытаниях. В официальных документах Главного штаба ВМФ скорость всех североморских «семерок» в 1943 году значится равной 37 узлам, «Беспощадного» — 35 узлам, «Бойкого» — 34 узлам, «Бодрого» — 38 узлам. В 1945 году тихоокеанский «Рьяный» имел скорость 39,4 узла, однако этот результат был достигнут благодаря применению новых котлов шатрового типа, позволивших повысить мощность ГЭУ до 56 500 л.с. В боевых же условиях рекорд скорости принадлежит, по-видимому, «Беспощадному»: 19 марта 1943 года он в течение трех часов шел со скоростью 34 узла.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz