Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

А вот с дальностью плавания дело обстояло гораздо хуже. В 1943 году она составляла у «Гремящего», «Громкого» и «Грозного» 722—770 миль полным ходом и 1670 миль экономическим, у «Разумного» и «Разъяренного» — соответственно 740 и 1750 миль, у «Бодрого» — 730 и 1300 миль, у «Бойкого» - 625 и 1350 миль, у «Беспощадного» — 770 и 1696 миль, у «Рьяного» - 959 и 2565 миль. Столь резкое снижение радиуса действия (в два раза по сравнению с проектом) обусловлено сокращением запаса топлива в среднем на 70-80 т за счет укладки твердого балласта, увеличившимся водоизмещением (до 2350 — 2400 т по сравнению с 1900 Т на испытаниях) и сильной коррозией механизмов вследствие низкого качества стали*. Неудивительно, что во время войны на 20-узловой скорости «Бойкий» расходовал 0,32—0,36 т топлива на одну милю, «Бодрый» и «Громкий» — 0,35—0,38 т. На приемных испытаниях этот показатель не превышал 0,17—0,18 т.

Остойчивость, мореходность, маневренность

Пожалуй, главная причина появления неудачных кораблей в 30-е годы заключается в стремлении кораблестроителей втиснуть самое мощное вооружение в минимальное водоизмещение. Но если в странах, подписавших Вашингтонское соглашение, это намерение становится понятным, то аналогичная ситуация в нашей стране вызывает недоумение. Не связанные никакими обязательствами и договорами советские кораблестроители, казалось бы, находились в несравнимо выигрышном

"Вот лишь один пример: во время ремонта эсминца «Громкий» 7 декабря 1940 года из корпуса и холодильника только одной турбины низкого давления было собрано 15 ведер ржавчины, причем ребра жесткости у крышки холодильника проржавели до основания. И это у корабля, вступившего в строй менее двух лет назад!

8

«Морская коллекция» № 2'96

Красноречивая характеристика мореходности «семерок»: при зарывании в волну корабль полностью закрывало облако брызг. Эсминец «Бойкий», 1942 г.

положении, чем их зарубежные коллеги. Увы, на самом деле картина была обратной. Более жестких требований к минимальному водоизмещению, совершенно не адекватному вооружению, не выдвигалось, пожалуй, ни англичанам, ни американцам, ни немцам, ни французам... Подчас дело доходило до личного вмешательства Сталина, контролировавшего ход проектно-конструк-торских работ. Видимо, причиной здесь была простая некомпетентность высшего руководства, по старинке считавшего, что стоимость корабля прямо пропорциональна его размерам.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz