Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Самые тяжелые последствия вызвал взрыв в машинном отделении. Механизмы сорвало с фундаментов, большинство трубопроводов было перебито. В турбогенераторе № 1 вспыхнул пожар, но огонь распространиться по кораблю не успел, так как был залит хлынувшей через пробоины водой. Первое машинное и третье котельное отделения оказались затопленными, образовался сильный крен на правый борт. Но, несмотря на стремительно падавшее давление пара, «Стерегущий» все же успел на одном ТЗА дойти до отмели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через четверть часа после начала налета эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м. Оставшиеся в живых моряки спасались вплавь, так как изрешеченные осколками шлюпки тотчас пошли ко дну. Последним эсминец покинул командир — капитан 3 ранга Е.П.Збрицкий.

В течение октября со «Стерегущего» сняли одну 130-мм артустановку. носовой шпиль и якорное устройство: все это срочно понадобилось для восстановления эсминца «Страшный», которому взрывом мины оторвало нос до 44-го шпангоута. Поскольку лежавший на грунте «Стерегущий» находился в прямой видимости немецких солдат, работы проводились водолазами по ночам, на ощупь.

Позже с эсминца демонтировали и остальное вооружение. А вот приступить к подъему самого корабля удалось только после разгрома гитлеровцев под Ленинградом. 20 июля 1944 года пролежавший на дне без малого 3 года «Стерегущий» был поставлен в док на завод имени А.А.Жданова. Его ремонт завершился уже после окончания войны.

В годы Великой Отечественной «Стерегущим» командовали капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Е.П.Збрицкий (официально до 7.10.1941), капитан 2 ранга В.П.Васильев (с июня 1944 по 3.1.1945) и капитан 3 ранга В.В.Бонда-рец (с апреля 1945).

«ГРОЗЯЩИЙ»

Эсминец «Грозящий» стал единственной «семеркой», в строительстве которого участвовали оба главных ленинградских судостроительных предприятия. Он был заложен и спущен на воду на заво-

Схема боевых повреждений эсминца «Стерегущий» 21 сентября 1941 г. Момент перед опрокидыванием корабля.

де имени А.А.Жданова, а достраивался на заводе имени С.Орджоникидзе.

До начала Великой Отечественной войны «Грозящий» базировался преимущественно в Таллине и Лиепае. Во время войны с Финляндией нес патрульную службу, 30 ноября 1939 года совместно с катером МО-111 у острова Аэгна захватил финский пароход «Айва». В течение 1940 года дважды проходил ремонт на заводе № 189 в Ленинграде, в ходе которого осуществили подкрепление корпуса, улучшили изоляцию трубопроводов, подняли на 40 см ограждения винтов. К 22 июня 1941 года эсминец находился в хорошем техническом состоянии и имел подготовленный экипаж.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz