Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Малая ПЛ \/1-бис серии ЧФ, дата неизвестна

«Морская коллекция» № 5'2009

17

Малая ПЛ М-79 \/1-бис серии на полном ходу, 1936 г.

этом волн (длина последних, в свою очередь, связана со скоростью движения корабля). В случае, если эти величины равны или кратны между собой, происходит наложение (интерференция) кормовой системы волн на носовую таким образом, что высота волн возрастает - при этом растёт и сопротивление движению корабля. Поэтому 36,9-метровые «малютки» и не могли поначалу развить предусмотренных проектом значений полного хода.

Второй причиной снижения подводной скорости признали высокую шероховатость швов на наружных стыковых планках, вызванную наличием многочисленных заклёпок. Последние имели полукруглые головки большого диаметра, которые и стали причиной дополнительного сопротивления при движении. А.Н.Асафов предложил в дальнейшем заменить в этих местах прежние клёпаные соединения на сварные, и его предложение приняли. Однако сразу рассчитывать на резкое увеличение скорости не приходилось, тем более, о чём будет сказано ниже, на практике

заменить клёпку на сварку оказалось не так просто.

Отрицательно сказывалась на подводной скорости и неудачная форма кормовой части корпуса лодки, которая завершалась резким уступом сразу за глушителем, размещённым позади рубки, способствуя формированию неблагоприятной конфигурации кормовой системы волн при движении «малютки». Пришлось устанавливать специальный обтекатель кормовой оконечности, придавший ей более плавные обводы: характерный ступенчатый срез обтекателя позади рубки продлили далее в корму. Позже, при разработке более совершенного проекта малой подводной лодки \/1-бис серии для обеспечения проектных значений скорости полного хода длину лодки даже несколько увеличили - с 36,9 до 37,8 метра.

Наконец, ещё одним источником сопротивления движению лодки было проникновение струй воды через шпигаты. Чтобы снизить его, потребовалось установить внутри надстройки за каждым из шпигатов отражательные щитки.

В итоге реализация всех перечисленных рекомендованных специалистами мероприятий позволила добиться полу-

чения подводной лодкой специфика-ционных значений скоростей полного надводного и подводного хода - соответственно, 13 и 7 узлов. Что же касается времени погружения, то его удалось уменьшить в полтора раза путем простого увеличения площади проходного сечения кингстонов цистерн главного балласта.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz