Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

1 июня 1948 года при отработке задач боевой подготовки в Советской Гавани столкнулись две «малютки» - М-12 и М-19, последняя при этом получила пробоину и затонула, однако все 19 членов экипажа сумели спастись. На следующий день лодка была поднята силами Аварийно-спасательной службы (АСС) и после ремонта введена в строй.

«Малютки» VI серии оставались в строю ТОФ и ЧФ и после войны, но к 1950 - 1951 годам окончательно устарели и были исключены из списков, а затем сданы на слом. Некоторые из них в последние годы служили в качестве учебных (см. таблицу), плавучих зарядовых станций, а другие даже после разоружения использовались в учебных целях. Две оставшиеся на Чёрном море

М. И. Гадживв, в 1930-е гг. командовавший ПЛ М-9 (фото 1940-х гг.)

подлодки VI серии (М-51 и М-52) вошли в состав Отдельного Учебного ДПЛ.

Кстати, судьба М-51 оказалась вполне типичной для черноморских «малюток». В ней были и удачные боевые операции, и нередкие ЧП, и даже катастрофы с человеческими жертвами

Еще 16 ноября 1934 года, во время следования М-51 в надводном положении, обнаружилось поступление забортной воды из главной осушительной магистрали в трюм из-за того, что тарелка

«Морская коллекция» № 5'2009

27

спускного клапана вывернулась из штока и упала внутрь коробчатого киля.

К началу войны М-51 находилась в ремонте на Севастопольском Морском заводе, по завершении которого 1 июля 1941 года перешла в Новороссийск, к месту постоянного базирования. Начиная с 8 июля, лодка десять раз выходила в боевые походы. С 27 октября 1941 года М-51 перешла в Керчь, откуда выходила для проведения разведки в западной части Азовского моря.

В декабре М-51 привлекалась к навигационному обеспечению знаменитой Керченско-Феодосийской десантной операции. Благодаря условному сигналу - прожекторному лучу с этой подлодки, скрытно занявшей 28 декабря условленную точку восточнее мыса Ильи в ночь с 29 на 30 декабря - отряд боевых кораблей в полной темноте точно вышел на входной фарватер порта Феодосия и выполнил задачу по высадке десанта прямо на причалы занятого противником порта

Несколько выходов на коммуникации противника в 1942 - 1943 годах оказались безрезультатными. Только 16 августа 1943 года экипажу лодки удалось встретить конвой, но при попытке выйти на него в атаку лодка была обнаружена и контратакована быстроходной десантной баржей, сбросившей восемь глубинных бомб. В итоге М-15 получила незначительные повреждения и командир отказался от торпедной атаки


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz