Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Следует учесть, что проигрыш при столкновении амбиций в те годы мог плохо кончиться для «принципиального» человека — взять тот же самый американизированный гладкопалубный корпус или дутье в топку: любой политработник мог запросто обвинить конструкторов в «безродном космополитизме», в преклонении и бездумном копировании иностранщины (вряд ли кто осмелился бы в открытую спорить с этим) — и был бы 41 с полубаком и с дутьем в МКО, как на старых добрых отечественных тридцатках, а мы бы гадали, почему так сделано, обвиняли бы конструкторов в недальновидности...

Что до «Неустрашимого», то по нему вышло постановление Совмина СССР от 2 июня 1951 года (№ 1867-891) об «изменении ТТЭ техпроекта 41», в котором для головного и единственного эсминца (вместо серии) допускалась установка двух артиллерийских башен вместо трех. К счастью, при этом все остальные новшества не были оспорены.

Несомненно, новому кораблю надо отдать должное — на «Неустрашимом» (главный конструктор В.А. Никитин) принималось много новых для нас технических решений: уже упомянутый гладкопалубный корпус, энергоустановка нового типа с повышенными параметрами пара, расположенная эшелонно в двух автономных машинно-котельных отделениях, переменный ток напряжением 220 вольт, наконец-то универсальная артиллерия с радиолокационными системами управления. Все наши военные специалисты и моряки достаточно высоко оценивали этот корабль (в основном за счет улучшенных бытовых условий и запасов на модернизацию), но известная ситуация с артиллерией, скоростью и размерениями (сам Сталин раскритиковал слишком большое водоизмещение) вызвала к кораблю негативное отношение уже на стадии проектирования, затормозила дальнейшие работы по его улучшению и доводке. Достраивался «Неустрашимый» уже как неперспективный опытный корабль.

Но серийный эсминец-то был срочно нужен! В 1951 году попытались усилить проект 41, установив три башни за счет исключения кормового торпедного аппарата: этот вариант всерьез рассматривался и возможно, пошел бы в серию, но возникла проблема с обеспечением норм остойчивости и требовались серьезные переделки.

Время подгоняло и работы далее пошли по неожиданному руслу: в мае 1951 года в Политбюро было направлено письмо инициативной группы, в котором предлагалось с тем же составом вооружения, что и на «Неустрашимом», путем резкого уменьшения водоизмещения корабля и снижения дальности плавания и автономности (почти в два раза) увеличить скорость. Это предложение показалось логичным и своевременным, а так как промышленность оставалась без заказа, его поддержал Минсудпром в лице В.М. Малышева и, несмотря на некоторое сопротивление со стороны командования ВМС (ведь тактические характеристики нового корабля выглядели скромнее, чем у «Неустрашимого»), в 1951 году после памятного заседания Политбюро было решено ограничиться постройкой только одного корабля проекта 41 и перейти к серийному строительству модернизированных эсминцев, построив хотя бы 100 единиц.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz