Путешествие на край земли.

А. Журавлев.

В один из летних вечеров в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонил мой приятель Валерий Василевский, с которым в прошлом году мы вместе участвовали в первом походе пограничного корабля в Исландию. Валерий, находившийся в Москве проездом из Мурманска, сказал, что проявил еще несколько фотопленок, которые поначалу затерялись в суматохе, и готов передать мне снимки. Естественно, я согласился и стал обладателем десятка замечательных фотографий, напомнивших о том незаурядном событии. И хотя публикации на эту тему уже были, я решил вспомнить то, о чем по разным причинам не написал.

Откровенно говоря, во время морского похода в Исландию я не вел дневник так, как это обычно принято: изо дня в день, записывая каждый свой час, каждое впечатление от действительности. Да в том, как потом выяснилось, и не было необходимости. Спустя время, прошедшее после похода, что - то уже выглядит вторичным, необязательным, что - то, наоборот, приобретает особый, неведомый прежде смысл. Так или иначе, но сегодня эти сделанные мной разрозненные записи и обрывки разговоров, запечатленные на магнитофонную пленку, позволяют вполне явственно представить: КАК ЭТО БЫЛО.

А было это так. В марте 2001 года в столице Исландии городе Рейкьявик состоялась первая сессия смешанной российско - исландской комиссии по рыбному хозяйству, на которой, собственно, и был отработан механизм реализации двустороннего соглашения между Российской Федерацией и Республикой Исландия в области совместного использования биоресурсов Мирового океана. Как известно, составной частью любого соглашения о рыболовстве является соглашение в области контроля промысла рыболо­вецких судов заинтересованных сторон. Поэтому участниками этой сессии были выработаны соответствующие предложения по усилению сотрудничества между органами Береговой охраны Исландии и Морской охраны Пограничной службы России. Одним из элементов данного сотрудничества как раз и явилась подготовка и осуществление дальнего заграничного похода пограничного сторожевого корабля «Мурманск» с деловым заходом в исландский порт Рейкьявик, главной целью которого было укрепление межведомственных контактов между пограничными структурами двух государств.

После довольно длительной и кропотливой подготовки корабля к дальнему походу, в которой одну из главных скрипок сыграло руководство Арктического регионального управления Пограничной службы России во главе с генерал - лейтенантом Анатолием Корецким, ПСКР «Мурманск» 29 июня вышел из места своего постоянного базирования, поселка Кувшинская Салма, курсом на Исландию.

Общее руководство визитом взял на себя заместитель директора ФПС России — начальник Департамента Морской охраны ПС России вице - адмирал Валерий Логвиненко, а непосредственно руководителем похода стал заместитель начальника отдела Морской охраны АРУ ПС РФ ка­питан 1 ранга Леонид Шутов.

Так началось это необыкновенное и, повторю, первое в истории Пограничной службы России морское путешествие на далекий, загадочный для многих остров Исландия, являющийся, согласно географическим справочникам, крайней северной точкой старушки Европы...

Корабль

Выражение, что корабль является вторым домом моряка, давным - давно стало избитым и попахивает нафталином. Хотя, если разобраться, так оно и есть. Более того, для матросов и старшин срочной службы, как и для некоторых бесквартирных контрактников, корабль превращается на время службы в единственный дом. Находясь в родной базе, здесь они и столуются, и спят, и несут рутинную повседневную службу до долгожданного выхода в море, ради которого абсолютное большинство из них и надело военно - морскую пограничную форму.

У каждого корабля есть свое неофициальное название. Порой неожиданное и довольно - таки далекое от профессиональной деятельности. Некоторые зовут его «железяка», некоторые — «пароход»... Но в любом случае здесь нет ни малейшей капли пренебрежения. Скорее имеет место отождествление по характерным признакам с неким предметом, с которым волею судьбы пришлось крепко сродниться. В суровых северных широтах, когда не столь уж редко в походе возникает опасность для жизни и здоровья экипажа, и к кораблю отношение соответствующее, уважительное. Сродни, мне кажется, тому, что возникает у десантников к своему парашюту.

Для обеспечения безопасности плавания и выполнения различных задач в период визита был назначен походный штаб. Возглавил его флагманский штурман отдела Морской охраны АРУ ПС РФ капитан 2 ранга Евгений Гульцов. Также интересы регионального управления представляли флагманский связист капитан 3 ранга Дмитрий Дмитриев, старший офицер службы международно - договорной пограничной и представительской деятельности капитан 2 ранга Владимир Самойленко, старший государственный инспектор Мурманской государственной инспекции Виктор Рожнов и другие. От ФПС России в походе также принимал участие один из главных организаторов визита заместитель начальника Управления охраны морских биологических ресурсов Департамента Морской охраны капитан 1 ранга Владимир Антипин. На корабле мы с ним оказались в одной каюте, о чем я впоследствии ни на минуту не пожалел.

Поскольку среди читателей журнала далеко не все моряки, есть смысл подробнее рассказать о самом сторожевике. ПСКР «Мурманск» является кораблем ледового класса, предназначенным для несения службы в пределах 200-мильной прибрежной зоны в условиях Арктики, то есть районах Берингова, Карского и Белого морей, Земли Франца - Иосифа и Новой Земли... «Мурманск» был построен во второй половине прошлого столетия. По рабочим качествам ПСКР способен преодолевать лед приличной толщины. Для воздушной разведки на палубе «Мурманска» в былые годы размещался Ка - 24, но по ветхости вертолет был списан, а нового, видимо, в ближайшее время не дождаться, учитывая состояние отечественной авиапромышленности и тощую мошну оборонного заказа.

Готовиться к походу начали загодя, примерно за полгода. Все - таки много лет отходил пограничный сторожевой корабль в нелегких северных условиях. Хотя, как мне потом объяснили, для него это далеко не старость. Но как бы там ни было, путь предстоял неблизкий. С учетом значения самого визита специалисты тщательно проверили работу всех узлов и механизмов, а сам корпус заново покрасили. Был также укомплектован экипаж, причем 45 процентов старшин и матросов составили жители Мурманска или окрестных поселков. Не зря же город шефствует над кораблем! Кстати, служить сюда попадают по путевкам мэрии, и это считается делом весьма почетным.

Шестнадцать предприятий города оказали существенную помощь в подготовке корабля к походу. Например, Мурманский судоремонтный завод содействовал починке корабельных механизмов, фирма «Соло» помогла с обмундированием, хлебопекарное предприятие «Виктория» поделилось своей профильной продукцией — хлебом, Мурманский тарный комбинат обеспечил экипаж разнообразной сувенирной продукцией... И сам мэр Мурманска Олег Петрович Найденов нередкий гость у моряков - пограничников, хорошо знает их проблемы, интересуется, как проходит служба земляков. С его легкой руки появилась своего рода традиция, когда на каждого отслужившего здесь мурманчанина направляется отзыв - характеристика в мэрию, и лучшие «дембеля» на ее основе получают право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения города. Все отслужившие также непременно получают приглашение на День корабля, поэтому праздник пограничного сторожевика тоже имеет городской статус.

Перечитал написанное и поймал себя на мысли: на Крайнем Севере, как ни странно, не успели растерять славные традиции военно - патриотического воспитания еще той, советской, эпохи. Во всяком случае, ничего лучшего на сегодняшний день пока не придумано. Впрочем, вероятно, никто этого сделать по - настоящему и не пытался.

Обычный ритм службы ПСКР достаточно напряженный. Определенное время на базе, у причала, затем столько же в море на боевом дежурстве. База расположена в местечке с по этическим названием Кувшинская Салма. Как говорят старожилы, Салма с древнепоморского языка переводится как «поселок». Пограничники обосновались в здешних места: еще в 1931 году. Ныне здесь имеются кроме чисто служебных построек клуб, спортивный зал, школа - десятилетка, восемь жилых домов. При родные условия в Кувшинке весьма суровые. Почти круглый год дуют сильные ветра. Кроме грибов и ягод в короткое северное лето ничего больше не растет. Но люди ко всем; привыкают, а военные — тем более. Вся организация службы на корабле направлена на четкое выполнение различных задач по охране государственной границы, что подразумевает нахождение у кромки территориальных вод, осмотр прилега­ющей зоны и непосредственно самих судов в районе промысла... Работа эта весьма специфическая и кропотливая, требующая массы специальных знаний. В первую очередь морским пограничникам необходимо в совершенстве разбираться в видах промыслового вооружения, владеть навыками замера ячеек сетей, пересчета объема выловленной рыбопродукции, уметь контролировать процедуру перегрузки улова (за пределами или в пределах территориальных вод). Вся эта наука постигается соленым потом: многочисленными тренировками, учениями с обязательной отработкой элементов спасения на море, борьбы за живучесть корабля.

К сожалению, в неласковых северных широтах выработанные навыки рано или поздно, но бывают востребованы. Так, однажды «Мурманску» пришлось буксировать с мелководья на глубину рыболовный траулер, севший на мель в районе острова Колгуева. В другой раз экипаж ПСКР спас от неминуемой беды транспорт с лесом. Тот получил пробоину, крен начал достигать критической точки, и вот - вот ледяная вода устремилась бы в машинное отделение. В условиях шквального ветра, сильного обледенения морякам - пограничникам удалось выровнять крен, сбросив часть груза с палубы судна, страховочными тросами удержать его на месте, пока запускались двигатели. После долгих часов борьбы со стихией транспорт был спасен. И подобные истории мне рассказывали не раз. Самое поразительное, что все эти рассказы звучали буднично, без какой - либо нотки геройства. Обычное, мол, дело в этих краях, оказать помощь терпящему бедствие. Работа такая, и все тут.

Впрочем, главное зло русского Севера вовсе не стихия, а браконьеры. Здесь основная статья дохода у лихих людишек — морепродукты да лес. И то и другое они пытаются вывозить «за бугор» в немалых количествах, в обход таможенных правил, не заплатив ни копейки государству. Деньги на кону крутятся огромные, в хорошую путину, говорят, суточный улов может потянуть на сотню тысяч долларов, и нет, наверное, такой силы, чтобы укоротила бездонную алчность хозяев браконьерского флота. Пожалуй, лишь морские пограничники остаются надежным заслоном на пути расхитителей природных богатств России.

Хроника службы ПСКР «Мурманск» напоминает сводки военных действий. Карское море: задержаны суда с незаконным грузом рыбы и леса. Баренцево море: незаконный перегруз рыбопродукции, отсутствуют разрешительные документы на вылов 70 тонн трески... Схема аферы отработана годами — одно судно ловит в территориальных водах рыбу, другое, после нелегальной перегрузки, сдает ее по подложным документам в зарубежные порты. Потом эта рыба в ярких заграничных упаковках вновь попадает в нашу страну, вернее, на прилавки ее магазинов, но уже втридорога. Рыбные короли становятся все богаче и наглее...

Осмотровые группы моряков - пограничников высаживаются на суда обязательно с оружием, ведь любители незаконного лова встречают их, ясное дело, не с цветами. Случается, обрезав тралы, пытаются банально сбежать. А оснащены порой браконьеры по последнему слову техники: японские скоростные моторы, дорогостоящая спутниковая навигация. В таких случаях обычно задействуется пограничная авиация, приходится обращаться за помощью и к соседям -- Береговой охране Норвегии, Исландии. Оружие, к счастью, применяется крайне редко, но на «Мурманске» готовы и к такому повороту событий.

...Но теперь, пожалуй, пора вернуться к походу в далекую Исландию. Приготовления закончены, команды отданы, и вот темная громада пограничного сторожевого корабля «Мурманск», мерно покачиваясь на округлых боках, словно нехотя выходит из Кувшинской Салмы в открытое море.

На корабле, как и во всякой воинской части, есть один главный начальник. Здесь это командир ПСКР капитан 1 ранга Константин Волков. Собственно, именно таким я и представлял настоящего моряка — внушительной комплекции, с окладистой черной бородой, в стильной фуражке неизвестного мне образца и с массивной наколкой на руке в виде якоря. К этому следует прибавить зычный раскатистый голос и неизменную трубку с пахучим заморским табаком. Получился персонаж, вполне достойный съемок в каком - либо голливудском фильме. Но если серьезно, то за всей этой внешней экзотикой скрывался профессионал высокого класса, настоящий офицер, беззаветно преданный своему нелегкому делу.

У известного писателя - мариниста Виктора Конецкого я обнаружил, в одной из его книг, любопытное сравнение, что капитан — это голова корабля. Таким образом, у капитана два туловища — одно его собственное, а второе — это корабль. Когда общаешься с Константином Волковым, то понимаешь, даже это определение не совсем точное: командир, капитан, собственно, и есть олицетворение самого корабля, настолько они сливаются в единое целое (как человек - пароход «Нетто» у Владимира Маяковского). Волков на самом деле моряк от Бога. И хотя родился он в семье не флотского офицера, а армейского, поездить с отцом пришлось именно по приморским гарнизонам — Архангельск, Новая Земля, остров Кунашир, то есть море сопровождало его с рождения. И затянуло в самую бездну.

После школы он работал матросом на гидрографическом судне «Гангут». Стал рулевым 1 - го класса. Неудивительно, что и служить срочную попал в морские части погранвойск, в Анапу. Был старшиной учебной команды, затем старшиной роты. И уже сама судьба привела его в 1980 году в славный город Баку, в Каспийское высшее военно - морское училище имени С. М. Кирова. Практику Константин проходил в Арктике, в той самой Кувшинской Салме, где запомнился командиру «Надежного» капитану 2 ранга Игорю Владимировичу Цикину, который вскоре и прислал ему в училище вызов. Так Волков оказался на Севере, и закрутилась, завертелась военно - морская жизнь: сначала штурман, потом старший помощник на буксире - спасателе. Вскоре стал одним из самых молодых в морчастях погранвойск командиров кораблей, получив назначение на «Заполярье». И вот уже несколько лет Волков командует ПСКР «Мурманск».

За это время в каких только передрягах ему не пришлось побывать. Например, в 1993 году в период службы на «Заполярье» довелось спасать в Баренцевом море гражданский  транспорт. В условиях лютой зимы тот неожиданно потерял ход. Шторм достигал семи баллов, обледенение — в общем, состояние аховое. Лишь с восьмой попытки удалось завести буксирный конец и оттащить судно в относительно спокойное место. В 94 - м Константин принимал участие в тушении возгорания на малом противолодочном корабле. Огонь с немалыми трудностями загасили, откачали воду, затем корабль вывели на сушку.

Начало 90 - х вообще выдалось горячим временем для моряков - спасателей. В условиях царившей в стране неразберихи аварии и прочие несчастья возникали сплошь и рядом. Особенно трудно было снимать больных с флотских радиотехнических постов, расположенных преимущественно в труд недоступных местах на островах Так, на одном из РТП заболел мальчик, член семьи военного моряка. Диагноз — острый аппендицит. Из :за шквального ветра забрать его вертолетом не представлялось возможным. Пятиметровой высоты волны не позволяли кораблю подойти к берегу, поэтому пацана переправили на резиновой лодке. Можно сказать, что родился он в рубашке, еле - еле успели доставить его прямо на операционный стол.

В 1992 году при активнейшем участии Волкова впервые в истории АРУ П С РФ освятили боевой пограничный корабль — специально для этого «Заполярье» зашел на Соловецкие острова. Монахи остались доволны визитом, ведь у них с морем давние особые отношения (да и сам монастырь, если разобраться, по форме напоминает корабль). Они подарили пограничникам икону, просили не забывать святые места. В 1999 году моряки вновь посетили Соловки. Для экипажа была организо­вана памятная экскурсия по территории монастыря, а затем более двух десятков человек изъявили желание пройти обряд крещения. Был среди них, что примечательно, и рыбинспектор, которому к тому моменту уже пошел шестой десяток лет. Духовная дружба с монахами с тех пор окрепла, гости с Соловков регулярно бывают на кораблях во время больших праздников.

Сам Волков буквально бредит морем. И хобби у него тоже родом оттуда. Во - первых, собирает модели судов, их у него более тридцати, в настоящий момент заканчивает модель атомного ледокола «Арктика». Во-вторых, Константин замечательно пишет картины маслом и рисует карандашом.

Из командиров кораблей капитан 1 ранга Волков, пожалуй, дольше всех в Арктике. Но ему искренне нравятся, полюбились эти места. И жена Ольга тоже в принципе не возражает против выбора мужа. Жены моряков вообще особенные. И они, как никто другой, умеют ждать днями, неделями, месяцами... Это ее добровольный выбор — провожать мужа в море и встречать его на причале. Они познакомились еще в Баку, когда он учился в военно - морском училище. Старшина курса, стройный, симпатичный парень в ладной морской форме (между прочим мастер спорта), не мог не приглянуться девчонке из портового города. Через месяц подали заявление. А теперь уже подрастает у Волковых смена: сын Андрей после окончания школы тоже хочет стать военным моряком. И это замечательно, ведь флот, как известно, во многом жив именно династиями.

Как я уже успел заметить, комадир на корабле может быть толь: один. Но в нашем случае их было к бы... двое, если иметь в виду комадира похода капитана 1 ранга Леонида Шутова. Надо отдать должное Леониду Филипповичу, который ни разу не пытался подменить Волкова его полномочиях, навязать ему собственное мнение.  Разделение этих самых полномочий произошло органично. Штаб похода — вотчина Шутова, корабль — священная территория Волкова. В результате на протяжении трех недель удалось избежать каких - либо конфликтных ситуаций что самым положительным образом сказалось на моральной атмосфер среди экипажа и прикомандированных офицеров. Думаю, не последнюю роль в успешном исходе нашей миссии сыграл огромный профессиональный и жизненный опыт Леони да Филипповича.

Леониду Шутову довелось послужить на Северном флоте командиром штурманской БЧ, начальником отдела штаба дивизии противолодочных кораблей. В Арктическом региональном управлении он прошел должности старшего офицера ряда отделов штаба, в течение почти трех лет был командиром бригады пограничных сторожевых кораблей. Такая всесторонняя подготовка много раз выручала его в нестандартных ситуациях, когда на принятие решения отводились буквально считанные секунды. И во время похода Леонид Филиппович всегда был собран и деловит, по - военному лаконичен во время плановых докладов по радиосвязи в Москву. А в минуты отдыха он оказался прекрасным собеседником, знатоком бесчисленных морских баек.

>>>