Путешествие на край Земли

А. Журавлев

Но был на ПСКР еще один человек, значение которого в военно - морской иерархии трудно преувеличить. Это — главный боцман старший мичман Вадим Третьяков. Наверное, у многих отслуживших на флоте дрогнет сердце при слове «боцман». И это вполне объяснимо: хорошему боцману до всего есть дело, и особенно до нерадивых и ленивых матросов, любителей посачковать и нарушителей воинской дисциплины. Вадим Третьяков как раз относится к категории настоящих боцманов, для которых корабль — дом родной, а сам экипаж, как пелось в популярной в советские времена песне, одна семья. Родом из Казахстана, он в начале 90 - х закончил учебку в Анапе и попал служить в Заполярье. Был радиометристом, командиром отделения, главным корабельным старшиной. После школы мичманов через некоторое время получил назначение на ПСКР «Мурманск», где и дослужился до своей нынешней должности. Если говорить о его обязанностях, то их список занял бы, наверное, не один лист. Третьяков должен следить за швартовыми; кранцы, трапы, сходки тоже на нем. Он отвечает также за поддержание порядка на верхней палубе и во внутренних помещениях. Свободного времени, как такового, у главного боцмана практически нет: весь этот бесконечный ремонт, покраска, содержание шкиперо - технического имущества съедают часы, дни и недели. Марсовые (парни, что заводят швартовые), баковая группа (те, что отдают якоря) — тоже боцманская команда. А ведь всех их надо учить, причем так, чтобы корабль не снес причал во время швартовки из - за бесконечных «слепых» бросков марсового или не сорвало якорь из - за неверно определенной по счетчику глубины. Во всем остальном у Третьякова все, как у обычных людей. Жена Наталья работает учителем в школе, маленькая Дарья осваивает азбуку, а сам папа между делом изучает компьютер. И ведь освоит его, такой уж характер настырный. Кстати, один из немногих на корабле Вадим награжден медалью Ушакова за задержание нарушителей. Будем надеяться, что это не последняя его награда.

Правая рука командира — старший помощник. В этом походе его обязанности пришлось выполнять штурману капитан - лейтенанту Владимиру Ефимову (штатный помощник в это время увольнялся в запас). Владимир, в отличие от своих коллег, не оканчивал военно - морского училища. Его альма - матер — Балтийская государственная морская академия в городе Калининграде. Но, почувствовав необъяснимую тягу к военной службе, сделал свой выбор: окончил Высшие офицерские классы в Санкт - Петербурге и спустя некоторое время оказался штурманом на «Мурманске». Если говорить откровенно, то обычно человеку с «гражданки» бывает нелегко освоиться в специфическом коллективе кадровых военных (тем более, если ты увлекаешься, например, не игрой в преферанс, а классическим рок - н - роллом). И лишь высочайший профессионализм, нравственные качества позволяют ему органично влиться в подобный коллектив. С Ефимовым именно так и произошло, сегодня на корабле он свой.

Штурман — главный помощник командира по кораблевождению. На нем лежит масса специфических обязанностей: определение местоположения корабля, контроль за безопасностью плавания, навигационно - тактические расчеты для прохода через моря и проливы, организация корабельных работ по специальности и многое другое. А тут еще, как уже говорилось, пришлось нести нелегкую ношу старшего помощника. Двойная нагрузка не испугала Ефимова, и, как показали дальнейшие события, со своими «утяжеленными» обязанностями он справился отменно.

Отрадно отметить, что на корабле проходит службу немало молодых офицеров. А это значит, разговоры о том, что нынешняя молодежь не ищет морской романтики, предпочитая сытые профессии бухгалтера и юриста, несколько преувеличены. Один из таких представителей нового поколения «морских волков» - старший лейтенант Александр Муравьев, командир радиотехнической группы. Муравьев окончил престижный Военно - морской институт ра­диоэлектроники имени А. С. Попова, где был старшиной роты. Поэтому процесс становления в офицерской должности прошел безболезненно. Технику — навигационную и артиллерийскую станции — он освоил быстро. А вот с подчиненными пришлось повозиться изрядно, пока научил их уму - разуму. Главная проблема, считает Александр, — не совсем достаточный уровень подготовки прибывающего на корабль пополнения. Багаж нынешней средней общеобразовательной школы явно не от­вечает требованиям времени, да и в учебном подразделении, увы, готовить лучше не стали. Но поскольку выбирать не приходится, работаешь с теми, кто есть. За несколько месяцев морской практики Александру удалось «изготовить» вполне приемлемых специалистов, о чем свидетельствуют результаты учений.

Понятно, что поход пограничного корабля — ни в коей мере не морская прогулка. Плановые занятия и учения идут своим чередом, экипаж, и особенно молодое пополнение, должен учиться профессии, шлифовать мастерство непрерывно. Одно из корабельных боевых учений мне запомнилось особенно.

Согласно условной задаче в ходе похода было необходимо произвести осмотр отечественного промыслового судна в российской экономической зоне. Предполагалось проиграть эпизоды выполнения предупредительной стрельбы, спуска плавательных средств на воду, высадки осмотровой группы на остановленное судно. Первоначально намечалось провести учение в реальной обстановке, но в тот момент в Атлантике на пути ПСКР российских промысловых судов не оказалось. Поэтому тревога была учебной, что, однако, не помешало экипажу почувствовать остроту момента.

...В боевую рубку поступила информация: на пути следования корабля обнаружено судно, по всей видимости, рыболовецкий траулер. По команде руководителя учений «Мурманск» начал подавать световые, а затем и звуковые сигналы об остановке судна. Однако «рыбак» не реагировал на сигналы и продолжал движение. Тогда командир корабля принял решение на выполнение предупредительной стрельбы. Подчиненные командира БЧ - 2 (артиллеристы) старшего лейтенанта Дмитрия Медведева отреагировали оперативно и точно. Носовая артиллерийская установка развернулась в сторону «беглеца» и выполнила условно - предупредительную стрельбу поверх его корпуса. В реальных условиях при стрельбе на поражение нарушителю, уверен, не поздоровилось бы. Моряки - артиллеристы ежегодно участвуют в учениях с боевой стрельбой в Карском или Баренцевом море. И всегда контрольные мишени — щит (морская цель) и световая ракета на парашюте (воздушная) бывают уничтожены.

Поняв, что улизнуть безнаказанно не удастся, траулер замедлил ход и остановился. Теперь пришла очередь действовать осмотровой группе...

Волков не скрывал своего удовлетворения от результатов учений. Несмотря на то что многие матросы в составе боевых расчетов — «зеленая» молодежь, недавние выпускники морской пограничной учебки, сработали они на «отлично». А это значит, что и в боевой обстановке наверняка не подведут.

Есть на корабле еще одна, несомненно знаковая, фигура. Это - военный врач. В условиях дальнего плавания он нередко остается единственным человеком, способным оказать больному квалифицированную помощь (хотя, конечно, болеть в море не рекомендуется, ведь твою вахту тогда придется нести кому - то другому). На «Мурманске» таким человеком является старший лейтенант медицинской службы Сергей Ермолин. Четыре года он провел в стенах Кировского мединститута, затем доучивался в пограничном Нижегородском военно - медицинском институте, после окончания которого получил назначение на Север. А вскоре стал начальником медицинской службы на ПСКР.

С Сергеем я близко познакомился при довольно неприятных обстоятельствах. На завершающей стадии похода «Мурманск» попал в сильный шторм, который не редкость в Атлантике. На протяжении трех дней наш корабль болтало из стороны в сторону, а мы, его пассажиры и члены экипажа, в свободное время катались в своих люльках (подобие кровати на корабле), словно пустые пивные бутылки в вагоне ночной электрички. Сам я, как человек совершенно не привыкший к качке, все это время занимал строго горизонтальное положение, и не есть, ни спать в такой ситуации не получалось. При этом я недоумевал, почему же эта огромная железная махина, наш корабль, столь подвержен боковой качке. Но позже у того же Виктора Конецкого в книге «За доброй надеждой» нашел простое объяснение сему феномену: «У ледоколов нет бортовых килей, и днище им инженеры делают яйцеобразным, дабы при ледовой подвижке они, как нансеновский «Фрам», вылезали на лед. Судно без бортовых килей и с яйцом вместо брюха качается на волне безобразным и удивительным образом»

Где - то на третий день этой сумасшедшей качки я нашел в себе силы подняться и в буквальном смысле доползти до медицинского пункта Ермолин отнесся к моим проблемам, с пониманием, внимательно выслушал и сделал успокаивающий укол «Теперь наверняка поспите». Потом заметил, что качку плохо перенося многие моряки, но обстоятельств службы — ежедневные вахты — не позволяют им расслабляться. Вспомнил Сергей (потом эту историю слышал раз двести. Все-таки великодушные люди военные моряки!), что знаменитый  адмирал  Нельсон  во время морских походов, по свидетельству историков, не расставался по известным причинам, с ведром. Надо сказать, что пример с Нельсоном меня заметно взбодрил, и после непродолжительного сна я уже на шел в себе силы выбраться на палубу.

Во время похода задачи у военного медика вполне конкретны: амбулаторная хирургия, то есть несложное вмешательство, и терапевтичекая помощь. В медпункте имеется соответствующая аппаратура для ЭКГ, электрофореза, УФО, УВЧ. Есть и самый необходимый набор лекарств. Однако препараты в большинстве своем устаревшие, на совре­менные не хватает средств.

Большинство обращений больных связаны с простудными заболеваниями или кожными воспалениями. Ради любопытства с разрешения Ермолина заглянул в медицинский журнал. Вот одна из последних записей: «Матрос Б. обращался по поводу острого левостороннего отита. Определен в лазарет. Назначены внутримышечно антибиотики, противовоспалительные средства. Состояние больного удовлетворительное». В работе Сергею помогает фельдшер мичман Максим Шильников. В море его позвала самая настоящая романтика, до этого он служил в Никельском пограничном отряде.

Еще один важный участок работы для военных медиков — санитарная гигиена. Не секрет, что некоторые корабли являются прибежищем для крыс и тараканов. Ермолин с гордостью говорит, что от этой напасти удалось избавиться. Ну а с крысами помогает бороться кошачья бригада (целых 9 штук), за что получает полное котловое довольствие и признательность моряков.

Кстати, во время шторма я оценил, но, правда, только со стороны, мастерство еще одного корабельного специалиста - - кока - инструктора старшины 2 - й статьи Максима Никифорова. Сам северянин, выпускник поварского лицея города Полярный Мурманской области, он проявлял в условиях качки чудеса изобретательности, чтобы накормить личный состав. Я и сам в свободное время люблю готовить, поэтому прекрасно понимаю, какими поварскими и даже жонглерскими талантами нужно обладать, чтобы сотворить (именно так) добротный обед, когда тарелки вокруг тебя летают подобно НЛО, а половник так и норовит плеснуть в физиономию добрую порцию сытного варева. На вопрос, как ему это удается, Максим улыбается от души: «При известной сноровке все достаточно просто. У посуды есть специальные крепежи — «штормовки», воды добавляешь поменьше, а первое блюдо во время шторма не готовится».

В обычных условиях Никифоров кашеварит просто отменно. По моей просьбе он поделился рецептом своей любимой «поморской» похлебки. Сначала готовится куриный бульон. Затем мясо птицы вынимается и в бульон добавляется свежая треска. На этой основе варится суп с добав­лением картошки и пшена. За десять минут до окончания варки закладывается красная рыба (горбуша, форель и др.), консервированная печень трески. И, наконец, добавляются свежий лук и специи. Пальчики оближете, поверьте на слово. А курица замечательно сгодится на второе.

Чем ближе была неведомая Исландия, тем больше к ней интереса проявляли моряки. Учитывая ситуацию, заместитель командира ПСКР по воспитательной работе капитан 2 ранга Игорь Горбунов ввел в практику регулярные беседы с личным составом, в которых доводилась разнообразная информация о стране визита, ее политическом устройстве, экономическом положении, национальных особенностях. Незадолго до прибытия в столицу страны город Рейкьявик был даже выпущен специальный номер стенной газеты, целиком посвященный Исландии.

Надо отдать должное Горбунову, в редкие минуты отдыха он старался, как мог, разнообразить досуг моряков: в каюте досуга находились подшивки ряда периодических изданий, в том числе, естественно, и пограничных; работал спортуголок, оснащенный всеми необходимыми сна­рядами. К услугам свободных от вахты была неплохая коллекция видеофильмов.

Особых проблем в общении с личным составом Горбунов, по его словам, не испытывал. Опытный офицер, выпускник Киевского высшего военно - морского политического училища, он довольно долго прослужил на кораблях на Дальнем Востоке и дело свое знал. Хотя и отдавал себе отчет в том, что призывной контингент с тех пор значительно изменился: у прибывающего пополнения ниже стал уровень образования, все больше молодежи растет в неполных семьях. Однако других матросов в ближайшее время уже не будет, понимает Игорь, а это значит, что «нужно делать людей» из тех, что дает военкомат и анапская учебка. Добавлю, что за все время похода грубых нарушений воинской дисциплины на корабле не было. И в этом тоже заслуга Горбунова.

К сожалению, рамки журнальной публикации не позволяют рассказать обо всех моряках - пограничниках, благодаря которым этот поход состоялся, прошел без разного рода неприятностей, которыми чревато любое дальнее плавание. Но самое главное, что они выполнили свой воинский долг. А те, кто носит погоны, делают это по зову сердца и пограничной чести.

.

Остров

...И вот наступил наконец день, которого все до одного на «Мурманске» ждали долгие сутки перехода. Погода была удивительно ясная для этих широт, поэтому город Рейкьявик лежал перед нашими взорами подобно картине средневековых голландцев - маринистов.

На подходе к порту нас встретил катер Береговой охраны Исландии. После обмена приветствиями и подтверждения цели визита нам указали место швартовки — это был причал, расположенный практически в самом центре города. На берегу в это время собралась толпа местных жителей, среди них, как потом выяснилось, находились и встречающие - представители посольства России. Впрочем, повод для любопытства у островитян действительно был: все - таки российские военные корабли не заходили в страну более тридцати лет, хотя дипломатические отношения между нашими государствами насчитывают уже шесть десятилетий — они были установлены 21 сентября 1943 года.

Командир «Мурманска» капитан 1 ранга Константин Волков немного нервничал во время швартовки: глубина у причала лишь незначительно превышала осадку корабля. Но все обошлось благополучно. Крепкие исландские парни в тельняшках ловко завели швартовы, и грузное железное тело ПСКР буквально намертво замерло у пристани.

Прошло совсем немного времени, и на борт «Мурманска» поднялся в то время заместитель директора Федеральной пограничной службы России — начальник Департамента морской охраны ФПС России вице - адмирал В.Логвиненко, прилетевший в Рейкьявик незадолго до этого. Весь личный состав корабля и члены походного штаба, выстроившись на вертолетной площадке, громогласным «ура!» приветствовали морского начальника. Так начался первый день нашего пребывания в далекой северной стране.

Республика Исландия, согласно географическим справочникам, островное государство, расположенное на одноименном острове в северной части Атлантического океана. В переводе на русский ее название - «Страна огня и льда». Официальный государственный язык — исландский (хотя в аэропортах и отелях говорят по - английски, как и большинство населения). Кроме того, в общеобразовательных школах изучают датский язык.

Рейкьявик, столица и главный порт Исландии, находится в юго - западной части острова, на берегу залива Фахсафлоуи Атлантического океана. Город является самой маленькой и самой северной столицей в мире. Здесь проживает около 150 тысяч человек, а это, между прочим, почти половина всего населения Исландии. Сам Рейкьявик возник как хутор на месте высадки первых норвежских поселенцев в 874 году. Права города поселение получило в 1786 году. С 1843 - го здесь размещался парламент Исландии — тогда еще датской колонии. В 1918 году Исландия получила самоуправление и Рейкьявик стал ее столицей, а в 1944 - м -главным городом независимой Республики Исландия.

Геотермальные источники близ столицы используют для отопления домов, теплиц и других сооружений. Именно благодаря горячим источникам, от которых поднимается пар, город получил свое название. В переводе на русский Рейкьявик означает «Туманный залив».

Столица является торговым, промышленным и культурным центром страны. В Рейкьявике и его окрестностях сконцентрировано две трети промышленного производства. Здесь развиты рыбопереработка, судостроительная, текстильная, пищевая, легкая, лакокрасочная, полиграфическая и другая промышленность. Есть международный аэропорт. В общем, это очень красивый, уютный город.

Рейкьявик делится на две части: старую и новую. Величественно, словно паря над ним, возвышается монументальное здание кафедрального собора, который с моря напоминает огромный маяк. В новой части столицы много оригинальных построек, таких, как городской дворец, колонны которого будто вырастают из озера. В регулярной застройке города преобладают двух- и трехэтажные здания. Среди достопримечательностей можно выделить собор конца XVIII века (перестроен в XIX веке) и статую исландского мореплавателя Л. Эриксона, подаренную городу в 1930 году Соединенными Штатами, в 1000 - летнюю годовщину альтинга — парламента страны.

Следует заметить, что Исландия — парламентская республика. Ее независимость провозглашена 17 июня 1944 года. Исполнительная власть находится в руках президента республики и правительства. Административной работой занимается кабинет министров. Кстати, исландский парламент, образованный в 930 году, — основа законодательной власти, считается одним из старейших в мире.

Судебную власть исполняют верховный суд и простые суды. Выборы в стране проводят каждые четыре года, и все граждане старше 18 лет имеют избирательное право. Президент избирается прямым тайным голосованием. Вместе с тем реальная власть президента Исландии сильно ограничена. Он фактически стоит вне политики, выступая во внутриполитической жизни страны и в международных контактах как своего рода символ независимости и единства нации. Тем не менее первый в мире президент - женщина был избран именно здесь, в Исландии.

<<<                                                                     >>>

 
Хостинг от uCoz