Путешествие на край земли.

А. Журавлев

В Рейкьявике находятся университет, консерватория, институты метеорологии, вулканологический и другие, Национальный музей, Государственная художественная галерея, Национальная библиотека, Национальный театр.

Климат Исландии, расположенной у Северного Полярного круга, субарктический, морской. Благодаря теплому течению Гольфстрим погода достаточно стабильная. Правда, очень ветрено. Сильный свежий ветер дует почти постоянно. Средняя температура июля в Рейкьявике + 17,2 градуса С, а января -1 градус С. Нам с погодой повезло: все дни нашего пребывания на острове было солнечно, почти безветренно, тепло.

Если говорить о населении государства, то оно невелико — около 300 тысяч человек. Примерно 99 процентов островитян составляют исландцы — потомки норвежцев и частично кельтов, говорящие на исландском (древнескандинавском) языке. Средняя продолжительность жизни: 76 лет у мужчин, 81 год у женщин. Право, россиянам есть чему позавидовать.

Заселение Исландии началось около 870 года (до этого остров был пустынным, первые переселенцы застали на нем лишь немногих ирландских отшельников). Большинство колонистов составляли норвежцы, но переселялись сюда и выходцы из скандинавских колоний Ирландии, Шотландии, островов Северной Атлантики, а также Швеции. Интересный факт: в конце X века Гренландия была открыта и колонизована исландцами под предводительством Эйрикура Красного. Около 1000 года исландцы, ведомые его сыном Лейфуром, Лейфом - Счастливчиком, стали первыми европейцами, ступившими на американский континент за 500 лет до Колумба, хотя их попытки закрепиться в Новом Свете не увенчались успехом.

Те несколько дней, что мы провели в Исландии, были максимально насыщены: официальные, так называемые «протокольные», мероприятия чередовались с неформальными встречами, экскурсиями по местным достопримечательностям, общением с жителями и представителями российского посольства и просто прогулками по столице. Все это слилось в невообразимый бесконечный калейдоскоп впечатлений, которых, уверен, хватит участникам похода на долгие годы. Тем более, что наш визит совпал с периодом «белых ночей», когда солнце лишь на короткое время пряталось за вершины гор или тонуло в океанской пучине. На острове этот период обычно длится все лето. Спать было почти невозможно, да и не хотелось.

Одним из наиболее памятных и, несомненно, общественно значимых событий стал визит представителей походного штаба ПСКР «Мурманск» в мониторинговый центр Службы береговой охраны Исландии. Нас там любезно встретили генеральный директор Службы Хафстейнн Хафстейнссон и начальник центра Гильви Гейрссон.

Несмотря на обширную территорию (длина береговой линии Ислан­дии составляет 4 988 км), Береговая охрана страны располагает довольно скромным техническим ресурсом: это два корабля специального назначения «Aegir» и «Tur», 1968 и 1975 го­дов постройки (Дания), с вертолетными площадками, и самолет воздушной разведки марки «Фокер». При этом сотрудники Береговой охраны, по определению, не являются военнослужащими (в стране как таковая отсутствует военная служба). Однако, благодаря новейшим компьютерным системам, активному использованию возможностей спутниковой связи, Служба вполне справляется с возложенными на нее обязанностями по охране биологических ресурсов прибрежных вод. Собственно, мониторинговый центр и занимается координацией всей этой деятельности.

На практике это выглядит примерно так: все корабли, осуществляющие рыболовецкий промысел в зоне экономических интересов Исландии, как правило, оборудованы спутниковыми навигационными приборами, так называемыми GPS. По этим навигаторам можно свободно контролировать маршруты движения судов в режиме реального времени, отслеживая на мониторах и по базам данных время их нахождения в море, места выгрузки улова и массу другой информации. Таким образом, удается достаточно эффективно и качественно контролировать соблюдение международных норм в области рыболовства, а также соответствующих законов Исландской республики.

Задача это весьма непростая, учитывая, что территория страны составляет 103 тысячи квадратных километров, а длина береговой линии, как уже подчеркивалось, — 4 988 километров. Протяженность Исландии с севера на юг — 300 километров, с востока на запад — 500. Поверхность страны — плоскогорье (высота 400— 800 м), почти со всех сторон круто обрывающееся к морским берегам. Большую часть поверхности занимают вулканические плато, шестая часть площади которых покрыта ледниками, в том числе здесь находится крупнейший ледник в Европе — Ватнайокутль (8,5 тыс. кв. км).

Признаюсь, что ознакомительная экскурсия в мониторинговый центр произвела неизгладимое впечатление на российских моряков - пограничников. Ведь обладая подобной системой в масштабе нашей страны (в Северо - Западном региональном пограничном управлении ФСБ России нечто подобное уже создано), мы могли бы успешно бороться с много­численными расхитителями биоресурсов России. А биоресурсы эти, увы, далеко не безграничны.

Рыболовство составляет едва ли не самую главную статью дохода островного государства. С появлением моторизованных судов для ловли рыбы на стыке XIXXX веков рыболовецкие хозяйства, потеснив сельскохозяйственное производство, стали самой важной отраслью экономики в Исландии и на сегодняшний день остаются базисом национального процветания страны. Отмели, богатые рыбой, являются единственным широкомасштабным мгновенным источником дохода, поскольку в Исландии наблюдается нехватка всех природных минералов.

Островная экономика на три четверти зависит от рыбодобычи. Исторически исландский рыболовный промысел прошел через ряд преобразований. Его исходной точкой, как уже говорилось, стало появление моторных рыболовецких судов в начале XX века. Именно развитие морозильной индустрии и обновление флота траулеров сразу после Второй мировой войны явились важными факторами, которые позволяют Исландии и по сей день удерживать ведущее место в мире по вылову рыбы и снабжению ею рынка. В 1977 году была установлена полная юрисдикция над 200 - мильной рыболовной территорией.

На сегодняшний день исландский рыболовный флот считается одним из наиболее оборудованных в мире. Он объединяет 800 судов, включая 121 траулер. Со временем переработка морепродуктов постепенно перемещается с наземных мощностей в море, на борта траулеров - морозильников. В год здесь вылавливается около 2 миллионов тонн рыбы.

Сейчас каждому судну выделяют определенную часть от общей квоты вылова рыбы. Суда имеют право покупать и продавать квоты по ценам свободного рынка или арендовать их на сезон, с тем чтобы отводить ограниченные ресурсы самым эффективным компаниям. Треска является основным экспортируемым морепродуктом Исландии.

В один из дней российских моряков - пограничников любезно согласились принять коллеги со сторожевого корабля «Aegir». Капитан Магни Оускарссон сам провел экскурсию по сторожевику, завершившуюся дружеским фуршетом. Естественно, мы не остались в долгу перед гостеприимными островитянами, и вскоре делегация Береговой охраны Исландии побывала на   «Мурманске». Примечательно, что хотя в распоряжении нашего экипажа были переводчики, серьезных проблем в общении моряки обеих стран не испытывали, понимая собеседника с полуслова и полувзгляда. Особенно это оказалось заметным после товарищеского ужина, где во всей красе проявились знаменитое русское гостеприимство и хлебосольство.

О визите современного российского пограничного сторожевого корабля сообщили все ведущие газеты Исландии, поэтому желающих посетить ПСКР в отведенные для этого часы оказалось более чем достаточно. Исландцы шли на корабль целыми семьями, порой с совсем крохотными детьми в сумках - «кенгурятниках» на шеях, и, судя по восторженным репликам у трапа на выходе, все получали от экскурсии огромное удовольствие. За двое суток на «Мурманске» побывало свыше 1000 жителей столицы. Это весьма солидная цифра.

Еще одно протокольное мероприятие, о котором нельзя не упомянуть, — это прием от имени посла Российской Федерации А. Ранних и командира похода, организованный на борту корабля для послов, руководства МИДа и Службы береговой охраны Исландии. Прямо на вертолетной площадке для фуршета накрыли столы, играла музыка, послы с празднично одетыми женами, члены исландской администрации с нескрываемым удовольствием общались с российскими моряками - пограничниками. Благо, погода стояла замечательная, такая, как говорят, раз в пять лет бывает на острове - 17 градусов тепла, солнечно, без намека на ветер...

На приеме также присутствовал командир американской военной базы, размещенной в Исландии еще со времен «холодной войны». Меня сразу поразила огромная орденская колодка на груди адмирала. Невольно создавалось впечатление, что он участвовал во всех войнах XX столетия. Не удержавшись, я все - таки выбрал момент, чтобы задать боевому адмиралу вопрос: за какие именно подвиги его столь щедро наградила американская родина? В ответ он громко расхохотался и пояснил, что в армии США принято поощрять каждый, даже не столь значительный успех военнослужащего, будь то участие в учениях или завершение морского похода. Тогда я невольно подумал, что при такой системе у того же командира «Мурманска» капитана 1 ранга К. Волкова наградная колодка доставала бы, пожалуй, до поясного ремня.

Посол Российской Федерации А. Ранних, встретившись затем с членами походного штаба, дал самую высокую оценку визиту нашего пограничного корабля в Рейкьявик. Здесь, по сути на самом краю земли, особенно радостно увидеть российский трехцветный флаг. Этот свершившийся факт в первую очередь говорит о том, что российское государство всегда будет достойно представлено в любой точке земного шара, в том числе и в дружественной нам Исландии.

Естественно, за всеми протокольными хлопотами командование не забывало и об отдыхе и культурном досуге членов экипажа ПСКР. Ведь для многих из них это была, пожалуй, единственная в жизни возможность повидать другую страну, ее достопримечательности, познакомиться с обычаями и культурой. Кроме плановых увольнений на берег, для личного состава, свободного от вахт и нарядов, организовали автобусную экскурсию по живописным местам Исландии. Некоторым не избалованным сытой жизнью до службы на границе морякам - пограничникам особенно запомнился импровизированный пикник на природе, где в качестве угощения выступал стандартный сухой паек военнослужащего НАТО.

Исландию, как известно, не отнесешь к числу ведущих футбольных держав мира. Да и у России в этом плане проблем хватает. Тем более интересно было присутствовать на товарищеском футбольном матче между командой «Мурманска» и местными, каких представили, «любителями». На поверку «любители» оказались отменно подготовленными здоровяками, видимо не один год посвятившими игре с мячом. Матч вызвал бурю эмоций с обеих сторон, изобиловал массой острых моментов, ну а в итоге победили... Как вы понимаете, победила, конечно, дружба.

У нас, к счастью, имелась возможность увидеть местные достопримечательности: побывать у легендарного «домика Горбачева», в котором М. Горбачев подписал знаменитый договор с Р. Рейганом, положивший конец эпохе «холодной войны», а также в музее современного искусства, в долине гейзеров, увидеть великолепный, вне всякого сомнения, водопад Гбюльфосс. Как нам рассказали гостеприимные гиды из Береговой охраны Исландии, страну ежегодно посещает более миллиона туристов.

Признаюсь, многим из нас обидно было сознавать, что, хотя на на­шей замечательной Родине, скажем на Камчатке или Курилах, красот ничуть не меньше — те же вулканы, рыба в стремительных горных реках, шипучие гейзеры в изобилии, какое только может пожелать самый избалованный турист - любитель дикой природы, — но то ли бесхозяйственность, то ли надежда на то самое русское «авось», которое обязательно «вывезет», заставляют россиян бездумно, безалаберно и бесхозно относиться к тем богатствам, что дала им судьба. И это оказалось самым грустным воспоминанием - размышлением о визите в Исландию.

Еще одно событие запомнилось: встреча с нашими соплеменницами. Прекрасным солнечным днем мы, несколько человек из состава походного штаба, шли по центральной улице Рейкьявика. Многие были одеты в военно - морскую форму и, естественно, привлекали внимание обывателей и туристов. И вдруг навстречу нам бросились две привлекательные женщины, на чистом русском языке промолвившие: «Ребята, дорогие! Наши моряки, здесь...» Оказалось, это были преподавательницы местного университета, россиянки, работавшие в Исландии уже третий год по контракту. Все вроде было замечательно в их жизни: и работа, и немалая зарплата, и благодарные исландские студенты... Но не хватало им самого, как оказалось, главного — присутствия Родины. В такие минуты и осознаешь по - настоящему: мы — другие и не похожи на довольных жизнью европейцев. Хорошо ли это? Кто знает...

Когда ПСКР «Мурманск» покидал гостеприимный Рейкьявик, на причале корабль провожали сотрудники нашего посольства. Были здесь и их жены, дети. Некоторые даже плакали. В те мгновения мы особенно остро почувствовали без громких слов, салюта и фанфар, что выполнили свою миссию и воинский долг. А это, пожалуй, самый главный итог морского похода.

Удивительно, но во время нашего путешествия капитан 2 ранга Евгений Гульцов находил время, чтобы писать стихи. Одно из стихотворений он посвятил Исландии. Не могу не предложить его читателям журнала.

Исландия

Жерла вулканов над вечными льдами, 

Рваное небо, ревущий прибой, 

Грозные викинги здесь выживали,

 Строили счастье свое над водой.

Остров далекий, путь был неблизкий, 

Не затерялись в пучинах морей,

 Голос знакомый, а говор российский, 

Встретил команды своих кораблей.

Светлые лица восторженно рады, 

Гейзеров жар с пылом встреч

                                            не сравнишь,

В древней земле, где шумят водопады,

 Взвился наш флаг

                           и российский престиж.

Хмурые волны в бескрайнем просторе, 

Борт корабля нам родная земля,

Где б не качало нас вечное море, 

Знаю, вернемся в родные края.

Чуть отдохнули,

                       вновь тянет в дорогу,

Мурманский берег нам явно милей, 

И возвратившись к родному порогу, 

Вспомним тот край,

                               наших новых друзей.

Вместо послесловия. В период перехода ПСКР «Мурманск» изучена обстановка в Баренцевом, Норвежском морях, северной части Атлантического океана, обнаружены и опознаны 54 цели. Также произведена демонстрация флага в районе архипелага Шпицберген. Всего пройдено 3900 морских миль, из них 359 — в сложных погодных условиях.

<<<

Статья взята из журнала "Пограничник" №№7 - 8 за 2003 г.

 
Хостинг от uCoz