Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 5 декабря к месту аварии прибыл буксир «Гигант», в течение следующих нескольких дней подошли броненосный крейсер «Санкт Георг» и броненосец «Эрцгерцог Фридрих» с тремя миноносцами. С «Хуссара» сняли 130 т различных грузов, а в его трюмах разместили 330 пустых бочек для обеспечения плавучести, после чего 10 декабря «Санкт Георг» попытался стянуть миноносец с рифа, но тот сдвинулся лишь на несколько метров, после чего трос порвался. Между тем поднялся шквальный юго-восточный ветер с сильным волнением, и дальнейшие попытки пришлось отложить. У рифа остался только «Эрцгерцог Фридрих», сирокко же перерос в жестокий шторм. О его силе можно судить хотя бы по тому, что с броненосца сорвало якорь, кормовой балкон и разрушило несколько световых люков на юте. В течение 11 декабря корпус эсминца начал разламываться между мостиком и боевой рубкой, корма ушла по воду, а в ночь на 12-е «Хуссар» сполз с рифа и затонул. Однако море, получив одну жертву, на этом не успокоилось. Один из плавучих маяков в устье Которской бухты — бывшая плавбатарея «Монги-белло» — был сорван с якорей и выброшен на берег. После того, как шторм немного утих, обломки «Хуссара» были обследованы водолазами. Оказалось, что миноносец лежит на глубине 15 метров, разломленный на три части. Посредством плавучего крана до 24 декабря удалось поднять три котла и вал с винтом. На рождественские праздники работы приостановили, но 27 декабря удалось поднять кормовую часть длиной 15 м и отбуксировать се в бухту Траште. В январе 1909 г. при помощи подводного взрыва машинное отделение оторвали от оставшейся части корпуса, но поднять его целиком с обеими паровыми машинами не удалось — лопнули стропы. Две последующие попытки подъема средней части также потерпели неудачу, 29 января были подняты лишь четвертый котел и второй винт с куском «Морская кампания» № 7'2007 43 «Лун-Туань» на заводских испытаниях, 31 мая — 1 июня 1912 г. вала. I марта в Траште были высланы I и л вол 1а ••Пеликан» со втрым плавкраном и минный крейсер «Сателлит» для обеспечения охраны района работ. К концу месяца на поверхность извлекли артиллерию и значительную часть обору [оилнин. после лею спасательная операция была свернута. По решению окружного военно-морского командования в Поле капитан 3 ранга Реннер и капитан-лейтенант Бе-кер были помешены в предварительное заключение. По решению Императорского и Королевского военного суда от 7 мая 1909 г. Реннер был признан виновным в нарушении должностных инструкций, так как 3 декабря он не дал вахтенному офицеру никаких указаний насчет курса, и приговорен к четырехмесячному аресту. Бекеру вменили в вину небрежное отношение к несению вахты и необоснованное изменение курса и югом слал арест на 6 месяцев. Реннера освободили 18 августа, а Бекера — 24 ноября. |