Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 5 августа приказом начальника Морских сил РККА Р.А. Муклевича для изучения лодки была образована комиссия, в состав которой вошли начальник отдела подводного плавания Мортехупра Л.А. Белецкий (председатель), А.Н. Гарсоев, П.И. Сердюк, A.M. Красницкий, Я.К. Зубарев (командир бригады ПЛ МСБМ). Прибыв в док 16 августа, члены комиссии обнаружили, что рабочие, производившие очистку отсеков, выбрасывают детали и части механизмов, считая их мусором. Поскольку лодка находилась в доке, то все детали благополучно извлекли из мусора и грязи. По требованию председателя комиссии вместо наемных рабочих прислали командиров и краснофлотцев с подводной лодки №6 «Пролетарий» под руководством ее командира B.C. Воробьева, старшего помощника СИ. Жонголовича, комиссара Ф.Г. Красникова и инженер-механика М.А. Рудницкого. Все детали, устройства и механизмы тщательно очищались и смазывались. Подспорьем в работе оказались найденные на лодке технические описания и эксплуатационные инструкции. Из телефонограммы Мейера в ОГПУ СССР от 14 августа: «В 6 часов все люки были вскрыты. В средней части в районе повреждения жесткого корпуса найдены костяки с остатками сухожилий. В носовой части трупы сохранили форму... Найдены и приводятся в порядок секретные документы». В общей сложности были обнаружены останки 38 английских подводников (по британским данным, на лодке погибло 42 моряка, включая 5 офицеров), о чем советское правительство незамедлительно сообщило в Великобританию. Там внимательно следили за ходом судоподъемных работ и даже заявили протест, объявив субмарину военным захоронением. Поскольку советская сторона отказалась пустить в свои воды британский корабль, в конце августа для транспортировки тел погибших английских моряков в Кронштадт прибыло норвежское судно «Труро». 30 августа 1928 г. на кронштадтском рейде в присутствии главного командования порта, представителей Наркомата иностранных дел, штаба Балтийского флота и норвежского консула на транспорт погрузили гробы* с останками членов экипажа «І-55». В тот же день «Труро» вышел в море. Он доставил скорбный груз в Таллинскую бухту, где его переправили на легкий крейсер «Чэмпион». Сопровождаемый эскортом крейсер с приспущенным флагом вошел в гавань Портсмута, возвратив останки погибших на родину. 7 сентября их предали земле в братской могиле на королевском военно-морском кладбище в Хасларе. |