Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЯ Советские инженеры и моряки получили возможность свободно ознакомиться со сравнительно новой субмариной «потенциального противника». Первоначально оценки были весьма радужными. Специалисты ЭПРОНа докладывали в ОГПУ: «Сохранность корпуса, механизмов и оборудования самая хорошая, все, что не повреждено взрывом, может быть отремонтировано или даже только перебрано». И далее: «Эта океанская лодка много лучше и много могущественнее тех, которые нами сейчас строятся. Подлодки этого типа составляют основные группы подводного флота Великобритании и по сие время. Остехбюро, например, конструирует увеличенные торпеды. На эту работу тратятся сотни тысяч, а теперь у нас есть 9 современных торпед, которые после переработки на испытании, наверное, окажутся лучше тех, которые строит В.И. Бекаури. * Интересно отметить, что, желая смягчить негативную реакцию англичан, руководство ОГПУ, возглавлявшее судоподъемные работы ЭПРОНа, еще до подъема субмарины распорядилось о подготовке 40 гробов, исходя из штатной численности экипажа. 8 «Морская коллекция» № 10'2008 Митинг по случаю завершения испытаний <^-55». На снимке хорошо видна конструкция закрытого ходового мостика, демонтированного к тому времени на британских подлодках типа И так, вероятно, со всеми другими механизмами и деталями. Мы нашли целый склад секретных документов в виде разных инструкций по артиллерии и другим областям военно-морского дела, своды секретных сигналов и, главное, целое шифровальное производство с общими правилами, наставлениями и набором кодов». Позднее, по мере подключения кораблестроителей, лучше понимавших суть вопроса, тон несколько изменился. В записке, направленной председателю Научно-технического комитета УВМС Н.И. Игнатьеву, свое впечатление от осмотра «L-55» высказал командир строившейся подводной лодки «Революционер» B.C. Сурин. В ней он отметил недостатки лодки: аккумуляторы размещались в трюме центрального поста, что привело к чрезмерному увеличению габаритов отсека, вентиляция аккумуляторных ям не давала гарантии безопасности при зарядке батареи, непотопляемость при затоплении одного из отсеков не обеспечивалась. Недоумение вызывали переборки, рассчитанные на давление лишь в 2 атм., то есть обеспечивающие живучесть лодки только при получении пробоины в надводном положении. Явно неудачной была конструкция водонепроницаемых дверей: для задраивания каждой из них требовалось завернуть по 17 «барашков». Каких-либо устройств для спасения личного состава, а также средств связи между отсеками не обнаружили. |