Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Заградители «Калев» и «Лембит» имели минное устройство английского образца, аналогичное с использовавшимся в Первую мировую войну на лодках типа «Ь». По бортам корпуса располагались булевые цистерны, в которых находились вертикальные шахты — по пять с каждого борта — на две мины каждая. Для удержания мин служили стопоры с гидравлическим приводом, управление ими осуществлялось из прочного корпуса. Хранение было «мокрое», то есть шахты постоянно сообщались с забортным пространством. При постановке, после отдачи стопоров, мины выпадали из шахт под действием отрицательной плавучести. Устройство отличалось простотой и надежностью конструкции.

Находившаяся на вооружении эстонских подлодок мина БГЛ («Большая германская лодочная мина», как она называлась в нашем флоте) представляла собой немецкую якорную мину для надводных кораблей ЕМА образца 1912 г., совмещенную со сконструированным «Виккерсом» специальным якорем. Эстонцы закупили у англичан 40 якорей, хотя мин ЕМА на их складах имелось около 400. В 1939 г. командование эстонских ВМС заключило договор с заводом «ККиде вас^ататепав» (судоремонтное предприятие таллинского порта) на поставку 171 якоря по типу «виккерсовских». Заключение в сентябре того же года Договора о взаимопомощи с СССР и превращение Таллина в базу КБФ сорвало выполнение этого заказа, хотя какое-то количество мин переделать все-таки успели. Во всех советских документах отмечалось, что из-за давности производства и продолжительности хранения часть мин нуждалась в перезаливке взрывчатого вещества и все — в калибровке (проверке соответствия и подгонке размеров изделия под габариты шахт).

В начале 1941 г. «Калев» и «Лембит» перебазировались в Либаву, куда из Талли-

на доставили 10 практических и 80 боевых БГЛ. При оставлении базы в июне 1941-го было потеряно якобы только семь мин. В августе обе лодки совершили по одному походу, выставив 40 «изделий». Вернувшись в Таллин, они снова зарядили минные устройства. По-видимому, других БГЛ из этой базы вывести не удалось, поскольку после израсходования их других БГЛ на КБФ не оказалось. Заказывать мины пришлось по ленд-лизу у самой фирмы «Вик-керс». Не знавшие об этом подводники с помощью ленинградских рабочих начали переоборудование минных шахт под отечественные мины ЭП и даже успели завершить работы на двух из них, когда последовала команда «Отставить!». Британские мины поступили в конце 1943 г. и оказались серийными подлодочными Т Мк IV. В трех боевых походах с октября 1944 по март 1945 г. «Лембит» выставил еще 60 таких мин. Поставки же по ленд-лизу составили 48 Т Мк IV в 1943 г. и 304 — в 1944 г.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz